В минувшем году тарифы естественных монополий в среднем возросли на 25 процентов.
Как же обуздать аппетиты монополистов? Очевидно, роль государства в этом должна быть значительной, но речь ни в коем случае не должна идти о прямом, ручном управлении, это бессмысленно и бесперспективно. Нужно регулировать отношения, устанавливать принципы функционирования рынков - как во всем мире.
Нельзя сказать, что тут мы ничего не делаем. Принят обширный законодательный пакет, есть и специальный орган - Федеральная служба по тарифам. Ценообразование естественных монополий регулируется в России более чем 15 федеральными законами, действует около 100 федеральных ведомственных актов и около 1000 нормативных документов региональных органов исполнительной власти. Но все это не собрано в единый комплекс, работает с перебоями, прозрачности мало, действия не скоординированы.
Общее количество регулируемых государством тарифов сегодня достигает 9 тысяч. Совершенно понятно, что сократить количество определяемых сверху тарифов можно, сократив сферу их действия, создав новые конкурентные рынки.
Надо также менять принципы определения тарифов, уходить от методики определения уровня затрат как основы для установления величины тарифа, переходить к долгосрочному тарифообразованию, принуждающему монополии внедрять новые технологии, снижающие затраты и, следовательно, уровень тарифов.
Надо что-то делать и с так называемыми "паразитными посредниками". Это не те нужные рынку посредники, которые помогают товару от производителя дойти до потребителя. Это всего лишь многочисленные "лишние звенья" в экономике, которые зарабатывают, ничего не делая, а лишь "накручивая" свои проценты. Их аппетиты не знают границ и принимают угрожающие масштабы.
Все это ставит в тяжелые условия бизнес. Вот случай из жизни. В июле прошлого года владелец магазина заплатила за электроэнергию 25 тыс. руб., а в сентябре ей уже прислали счет на 77 тыс. руб. Причем компания требует платить не по факту, а вносить предоплату. Поставщик едва ли не каждый месяц меняет стоимость будущих услуг, никак не согласовывая свои действия с потребителем. И это у нас обычная практика.
В России, убежден, необходимо прежде всего разработать саму концепцию государственной ценовой и тарифной политики, и ТПП РФ, во взаимодействии с Национальным институтом развития РАН, попыталась сформулировать свое видение такого документа. Стране прежде всего нужна национальная (федеральная) система ценовой информации для обеспечения прозрачности и эффективности работы всей хозяйственной системы. Это даст возможность получить истинную картину в тарифно-ценовой сфере на всех этапах - от производства сырья до появления конечного продукта. Нужен единый координационный государственный центр по проведению ценовой политики; при этом регулирование в немонопольном секторе должно осуществляться рыночными механизмами антимонопольного контроля, а в монопольном сегменте - жесткими рамочными механизмами по математическим моделям и понятным, измеряемым критериям, закрепленным в законодательном порядке по каждой монополии. Наконец, необходим федеральный закон "О государственной политике цен и ценообразовании", который определит как стратегию, так и основные приоритетные направления ценовой политики государства, полномочия и пределы участия федерального центра, субъектов Федерации, муниципальных образований в вопросах ценообразования.