Девятая межрегиональная специализированная выставка народных художественных промыслов "Тульский Левша - 2010" собрала мастеров из почти двух десятков регионов.
В Тулу приехали умельцы не только из соседних областей, но и Ленинградской, Мурманской, из Воронежа, Вологды, Нижнего Новгорода, Чувашии, Краснодарского края.
За годы существования "Тульский Левша" стал самым масштабным в области проектом, представляющим народное творчество. На выставке были представлены, в частности, филимоновская игрушка туляков и романовская - из Липецка, скопинская керамика из Рязанской области, причем как традиционные квасники, так и новаторские изделия. Левши из разных краев привезли в Тулу изделия из металла и кружев, стекла и дерева, лозы и других натуральных материалов, напольные и каминные часы, батик, ювелирку, вязаные новинки, иконы из бисера. А еще - лечебные травяные сборы, масла и самый разный мед… Под песни ансамбля "Услада" мастера, в большинстве своем в народных одеяниях, торговали своими изделиями или обучали желающих основам ремесла в мастер-классах. Всерьез что-то освоить на таких выставках-ярмарках, конечно, невозможно. Но желающих попробовать слепить горшок, посидеть у ткацкого станка или свернуть куколку из тряпочек - хватало.
Однако за внешним благолепием не остались незамеченными серьезные проблемы этого "самого малого бизнеса". Корреспондент "РГ" спросила у участников выставки, что для них народное творчество: искусство (ведь в определенной художественной ценности этих изделий сомневаться не приходится), бизнес (для многих - это единственный источник заработка), а может, ностальгическое ремесло бабушек - скорее, для потехи, чем для денег? От последнего предположения мастера отказываются сразу. Практически все к этой своей работе относятся всерьез. Большинство считает, что это некий сплав искусства и бизнеса. Хотя реально прокормить семью на доходы от продажи своих изделий мастеру трудно, если вообще возможно...
Талантливая художница Елена Григорьевна попробовала в свое время делать небольшие оригинальные сувениры с народными мотивами. Но вырученных средств от их продажи хватало только на закупку сырья и оплату электроэнергии:
- На одних сувенирах не проживешь, - говорит она. - Но помимо всего мое занятие - еще и творчество. И психологически - особенно в трудные времена - это очень поддерживает.
В итоге Елена занялась более прагматичным бизнесом - ремонтирует квартиры, а милые безделушки делает теперь, скорее, для души. Хотя сейчас, в период спада на строительном рынке, вновь задумывается о гончарном круге.
Действительно, сегодня, по словам руководителя проекта "Тульский Левша" Сергея Кузнецова, появляется все больше мастеров-одиночек, энтузиастов, возрождающих народные промыслы. Зачастую люди, потерявшие работу, обращаются к ремеслу, доставшемуся от бабушек и дедушек, пытаются найти себя в новом качестве. Успех на этом пути ожидает далеко не всех. Как правило, умельцы работают на дому. А та же гончарка требует большого расхода электричества. Вырасти в таких условиях бизнесу гончара-одиночки практически невозможно - по сути, это нерентабельное производство.
Господствующие позиции ремесло утратило еще в девятнадцатом веке - изделия кустарей потеряли утилитарность, не используются в повседневной жизни. Да и странно было бы в веке двадцать первом кушать из глиняных мисок. Так что это все годится только на сувениры. Причем достаточно дорогие. Дороже, в частности, чем многочисленные китайские аналоги. Вот и весь народный промысел…
Есть, конечно, милая русскому сердцу игрушка - филимоновская, романовская, тульская городская… В каждом регионе своя особенная - свидетельство развитой народной культуры, самобытности любого местечка, а для историков - неиссякаемый источник изучения быта и нравов. Но основой процветания ремесленника она никогда не была. Как поясняет Сергей Кузнецов, много лет увлекавшийся филимоновской игрушкой, эти навыки не зря передавались от бабушки к внучке, то есть этим занимались старые да малые. В знаменитой деревне Филимоново в позапрошлом веке из сотни домов в 75 кормились гончарством. Игрушка же была по большому счету баловством, но именно она выжила, и сегодня ее производство служит дополнительным источником доходов некоторых местных жителей.
- Если поставить этот бизнес на одну планку с любым другим, без государственной поддержки народное творчество не выживет, - уверен Сергей Кузнецов. - На энтузиазме одиночек далеко не уедешь. Посмотрите, на выставке представлены замечательные изделия из Липецка, Тамбова, с Кубани. Но там их производят учреждения культуры, которые получают бюджетную помощь. Совсем недавно казалось, что в Рязанской области захиреет самобытная скопинская керамика, но местные власти решили поддержать городской бренд - выделили мастерам помещение под магазин. И ремесленники воспряли духом. К сожалению, таких примеров немного.
Пытаются поддержать народные промыслы некоторые музеи - им нужна своя эксклюзивная сувенирная продукция. К примеру, в Ясной Поляне начали делать игрушку из местной глины. Но пока это все больше работа на энтузиазме. Не лучше обстоит дело и у малых предприятий, работающих в сфере сувенирной продукции. Их количество, по словам Сергея Кузнецова, сокращается. Даже знаменитые гжель и хохлома испытывают серьезные трудности. Ведь в этом производстве очень много ручного труда, а он всегда дорог, и такие изделия не могут быть дешевыми по определению. Да и понятно: сувениры в условиях кризиса - пожалуй, последнее, на что люди будут тратить деньги.
Впрочем, про коммерческий успех на "Тульском Левше" участники предпочли не говорить - из суеверий. Но почти все они выразили готовность приехать еще. К тому же некоторым удалось заключить здесь договоры с торговыми предприятиями - о поставке продукции. Другие завязали контакты с дальними регионами. Кто-то даже оставил партию изделий тульским магазинам на реализацию.
Организаторы рассматривают успех мероприятия с нескольких позиций - привлечения интереса к этой сфере экономики, возможности заявить о проблемах самостийных народных мастеров и продвижения их продукции. Как говорят сами Левши из разных регионов, сегодня рынка продукции народных промыслов как такового нет. Есть лишь различные ярмарки, выставки, где можно реализовать свою продукцию. Вот и приходится кочевать из области в область.
Но имеется в этих выставках-ярмарках и еще один, нематериальный аспект. Пусть кому-то из мастеров не удалось все продать, но он видел заинтересованные взгляды посетителей, слышал добрые слова и высокую оценку своего труда. А она - стимул для развития творчества. Именно благодаря этому народные мастера у нас, к счастью, не переведутся.