По данным наркоконтроля, в последние годы поток героина, ввозимого в Россию из-за рубежа, вырос в двадцать раз. Как бороться с наркотической угрозой?
В прошлом году в тройку лучших в стране по итогам конкурса, проводимого Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, вошла реабилитационная программа донской епархии.
Немало попавших в сети наркотического зелья людей как на последнюю надежду смотрят на православные реабилитационные центры, действующие при храмах.
- В 14 лет я впервые попробовал наркотик. Моя мать, работавшая в инспекции по делам несовершеннолетних, долгое время даже не знала об этом, - вспоминает руководитель общественной организации "Ростов без наркотиков", основавшей совместно с донской епархией несколько реабилитационных центров в Ростовской области, Станислав Горяинов.
К 18 годам молодой человек оказался в дикой зависимости от наркотиков и не мог избавиться от жуткой депрессии. Лечение в дорогих клиниках не помогало.
- Надежду на человеческую жизнь мне дал Николай Новопашин, в прошлом - бывший наркоман, который пришел к моей матери и попросил ее поддержать открытие православного реабилитационного центра для наркоманов в станице Темнолесской. Я стал одним из его первых пациентов.
На курс реабилитации потребовался год. Со дня "второго рождения" Станислава прошло уже шесть лет, и теперь он помогает бывшим товарищам по несчастью.
Реабилитационная программа, действующая в православных центрах, рассчитана на три этапа. Сначала человека психологически готовят к возвращению к нормальной жизни, объясняют ему и его родным, как этого можно добиться. В самом центре воспитанник воцерковляется - исповедуется, причащается, ходит на церковные службы. После полугода наступает второй этап, связанный с социальной адаптацией парней в обществе. Воспитанники становятся сотрудниками центра и живут при храмах. Бывшие наркоманы и алкоголики берут на себя ответственность помогать вновь прибывшим.
- За новенькими в центрах ухаживают как за маленькими детьми, потому что они находятся в пограничном состоянии, им плохо и психологически, и физически. И в этот период им необходимы постоянная поддержка и внимание, - рассказывает руководитель работы с созависимыми организации "Ростов без наркотиков" Дмитрий Симанков.
Не последнее место в деятельности православных центров занимает профилактическая работа в вузах, армейских частях, контакты с родительскими комитетами, в которые входят отцы и матери, чьи дети стали наркоманами и алкоголиками.
Общий язык с молодыми людьми и их родителями-волонтерам найти не сложно, ведь какое-то время назад они сами относились к категории людей, находящихся за гранью.
- Мы посещаем притоны, где собираются наркоманы и алкоголики. Сначала говорим им, что нас послал участковый, а потом уже в процессе общения рассказываем о себе, кто мы и зачем пришли. В большинстве случаев к нам относятся лояльно, обитатели притонов понимают, что когда-то мы находились в их шкуре и нашли в себе силы вырваться из этих цепей, что вызывает у них уважение, - говорит Станислав Горяинов.
Благодаря такому общению в Ростовской области приказала долго жить уже не одна наркоманская точка.
Конкретный пример - в православный центр обратилась мать наркомана с двадцатилетним стажем, в прошлом - комсомольского вожака, в квартире которого варили зелье. Через два месяца сорокалетний мужчина зашел в храм на пять минут, потом выстоял всю службу, а через неделю уже находился в реабилитационном центре. Наркоманский притон перестал существовать.