17.03.2010 00:48
    Поделиться

    На Юге России кандидаты тратят все больше денег на предвыборные кампании

    Стремясь получить наибольшее число голосов избирателей, кандидаты не скупятся на расходы. Не стала исключением и кампания, завершившаяся в южнороссийских регионах в минувшее воскресенье.

    Самыми богатыми, если брать статистику по ЮФО, стали муниципальные выборы в Ростовской области. За последние годы они были и самыми масштабными на Дону. По данным местного избиркома, общая сумма поступлений в фонды ходоков во власть составила почти шестьдесят семь миллионов рублей - больше, чем на предыдущих выборах 2004-2005 годов. Впрочем, денег могло быть еще больше, но пять с половиной миллионов рублей пришли на счета кандидатов с нарушениями буквы закона о выборах. По требованию контрольно-ревизионных служб нелегитимные барыши были возвращены жертвователям.

    Интересно, что 40 процентов поступлений в избирательные фонды претендентов на депутатские мандаты в местных заксобраниях в этот раз пришлось на город Волгодонск, где накал предвыборных страстей был особенно заметен.

    Но есть и любопытные исключения. В расположенном в 70 километрах от Ростова-на-Дону городе Шахты денег в фондах участников предвыборной гонки, наоборот, убавилось в 14 раз. Причем действующий мэр Сергей Понамаренко, решивший снова попробовать свои силы в гонке за пост градоначальника, демонстративно отказался от ведения предвыборной агитации и не потратил на нее ни копейки.

    - Возможно, причиной стал уже имеющийся у него опыт, - заметил председатель областного избиркома Сергей Юсов. - На предыдущих выборах избирательный фонд Сергея Понамаренко составлял свыше полумиллиона рублей, и он все равно обошел своего основного соперника, предвыборная "казна" которого была в семь раз больше.

    Самое интересное, что на финишной прямой Сергей Понамаренко на этот раз также опередил всех своих конкурентов.

    В минувшее воскресенье мэров выбирали и в двух столичных городах Юга России: Ростове-на-Дону и Краснодаре. Общая сумма избирательного фонда кубанских кандидатов составляла чуть больше двух с половиной миллионов рублей. Самый внушительный предвыборный бюджет был у избранного мэра Краснодара Владимира Евланова - 1 миллион 880 тысяч рублей. Как рассказали корреспонденту "РГ" в местном избиркоме, львиную долю положенных средств кандидаты потратили на изготовление полиграфической продукции: листовок, плакатов и календарей.

    - Год от года выборы дорожают. Связано это как с ростом инфляции, так и с удорожанием услуг, которые кандидаты заказывают, - считает специалист краснодарского избиркома Евсевий Коваленко.

    Переизбравшийся на пост мэра Ростова-на-Дону Михаил Чернышев также располагал самым большим избирательным фондом - около 15 миллионов рублей. "Казна" трех его соперников была скромнее в разы: счет каждого исчислялся сотнями тысяч рублей.

    Более двух с половиной миллионов рублей на проведение избирательной кампании потратили кандидаты в депутаты городского собрания Астрахани. Большая часть из этой суммы - собственные средства претендентов, и лишь немногие из них смогли пополнить собственный избирательный фонд за счет разрешенной законом финансовой поддержки сторонников. В результате сумма добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в избирательные фонды составила всего 209 тысяч рублей.

    Как показала практика, те кандидаты, кого электорат поддержал рублем в ходе предвыборной кампании, в итоге смогли получить большинство голосов и в день выборов. Наибольшие суммы пожертвований (90 и 50 тысяч рублей соответственно) позволили депутату Сергею Саушину и спикеру думы Елене Симеоновой провести полноценные пиар-кампании и снова попасть в состав городского собрания Астрахани.

    - Кандидаты тратили деньги в основном на плакаты и листовки, - констатировал глава городского избиркома Роман Бирюлев. - В СМИ материалов в поддержку кандидатов было совсем немного.

    Очевидно, что работа нового состава астраханских законодателей будет иметь отчетливый "экономический" акцент, ведь 13 из 35 избранных депутатов имеют за плечами опыт в бизнесе: одни в сфере индивидуального предпринимательства, другие - на уровне глав крупных промышленных или торговых компаний. Остальные - служащие, работники культуры, образования, медицины, один пенсионер и один временно неработающий.

    Самыми малобюджетными в этот раз были муниципальные выборы в Волгоградской области. 1186 кандидатов от четырех основных парламентских партий боролись за 594 мандата представительных органов районов и сельских поселений, а также за вакантные кресла глав сел. избирательные фонды, как и штабы, вообще не формировались.

    - Затраты на этих выборах были минимальны, - говорит председатель облизбиркома Геннадий Шайхуллин. - Некоторые избирательные округа настолько маленькие, что формировать фонд там было бессмысленно. А эффект могла дать только агитация "ногами", то есть посещение кандидатами своих соседей-избирателей.

    Поделиться