В Нижнем Новгороде публике представили актерские мечты

В Нижнем Новгороде возродили фестиваль "Несыгранная роль". Обычное дело? Не совсем. Новый-старый фестиваль - как водораздел: куда дальше отправится театральный корабль?

Нижний давно выпал из общероссийского театрального контекста и никак не хочет в него возвращаться. Существование "в контексте" - дело хлопотное, затратное. Театры, много лет живущие вне сравнений, вне серьезного фестивального движения, вне обсуждения художественной стороны театрального процесса, давно напоминают военные крепости с поднятыми мостами. На этом фоне фестиваль несыгранного - это и вызов, и демонстрация невостребованного потенциала, и линза, выявляющая главные театральные и общекультурные проблемы столицы Поволжья.

Автор и координатор "Несыгранного" режиссер Владимир Кулагин назвал этот смотр фестивалем театральных донкихотов. Предыстория его - в проекте 90-х "Школа современной пьесы", который погибший председатель Нижегородского отделения СТД Галина Сорокина сделала всероссийским. Сегодня, подставив плечо новым донкихотам, нижегородский СТД пытается вернуть традицию в город, стремительно теряющий очки в культурном рейтинге страны.

Открыли фестиваль "театральные дети". Многострадальный курс ГИТИС-РАТИ, которому полгода назад город сказал "вы не нужны", доказал право на существование, показав спектакль по ранним произведениям Чехова. Режиссер и педагог Елена Фирстова сделала изящный монтаж из нескольких рассказов и дала возможность каждому второкурснику блеснуть в нескольких ролях - от бессловесной собаки до гротескового чиновника. Негде было репетировать, но театр состоялся - вопреки. Легкий, веселый "Свадебный сезон" можно показывать в школах и вузах - молодежная аудитория воспринимает его на ура, не только отождествляя себя с ироничным "хором" на сцене, но и слушая бережно сохраненное чеховское слово.

Какое значительное театральное событие может вырасти из самостоятельной работы, показал моноспектакль "До третьих петухов" почетного гостя - самарского актера Олега Белова. Театральная сказка Шукшина и Белова стала своего рода фестивальным мастер-классом, демонстрирующим, как один актер может сыграть густонаселенную вселенную. Но и в Нижнем есть спектакль, способный составить конкуренцию "Петухам". Это "Неверная жена" по Хармсу режиссера Михаила Висилицкого с блистательной Татьяной Парамоновой в качестве примадонны.

Фестиваль выявил неожиданный всплеск интереса к звучащему слову и качественной литературе. Группа актеров сдержанно, со вкусом прочитала стихотворный цикл "Гамлет-2010" - не поэта, а известного в Нижнем коллекционера (оказалось, Олег Рябов - поэт). Из сосредоточенного желания расслышать слово - и принципиально "немодная", аскетичная режиссура Владимира Кулагина в двухчастном театральном реквиеме "Триптих о войне" и "Негасимый свет". Обласканные престижными фестивалями в отечестве и за рубежом, эти яркие "маленькие театры" у себя дома остаются театрами без крыши над головой и без прописки. Правда, со своим зрителем. Что в очередной раз подтвердил фестиваль.

Но он подтвердил и печальное: театральный Нижний по-прежнему разобщен, и Союзу театральных деятелей предстоит еще много усилий, чтобы на подобные показы считали своим долгом приходить режиссеры, художники, директора театров, актеры.