Среди регионов-нарушителей, в которых, по мнению вице-премьера РФ Дмитрия Козака, неоправданно резко в этом году повышены тарифы на коммуналку, была названа и Москва, тепло в которой подорожало на 27,9 процента, в то время как Федеральной службой тарифов установлен предел в размере 22 процентов. Что стоит за этим? Прокомментировать ситуацию корреспондент "РГ" попросил первого заместителя мэра Москвы Юрия Росляка.
Российская газета: Юрий Витальевич, до сих пор столица придерживалась крайне осторожного подхода к росту квартплаты. И выступала категорически против предлагаемого федеральным центром стремительного перехода на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг из кармана населения. Политика московских властей изменилась?
Юрий Росляк: Ни в коем случае! Заносить Москву в какие-то "черные списки" нет никаких оснований хотя бы потому, что она, как любой субъект Федерации, имеет право самостоятельно устанавливать уровни тарифов на жилье и коммунальные услуги. Нас уже давно толкают на то, чтобы мы в сжатые сроки перешли на их 100-процентную оплату за счет населения. Обещали за это даже выделить средства на капитальный ремонт жилья из фонда реконструкции. Но правительство Москвы категорически отказалось от такого предложения, так как мы понимаем, что возможности оплаты за жилье напрямую зависят от доходов москвичей. А они, к сожалению, пока еще невелики. Тем более в кризис. По этой причине были изменены и прежние наши планы: московские тарифы должны были вырасти на 44 процента, а выросли на 27.
РГ: А эта цифра откуда взялась?
Росляк: Она появилась в результате взвешенного подхода к увеличению тарифов. Нам надо было сбалансировать предстоящие расходы тех же теплоснабжающих организаций, которые все в Москве, за исключением одной, работают на газе. А он, как известно, подорожал как раз на 27 процентов. Рынок же электроэнергии по решению федеральных властей, как известно, у нас либерализирован, и городское хозяйство получает лишь 20 процентов электричества по регулируемым ценам, а 80 - по свободным, которые на 30-40 процентов выше. Сбалансировав рост тарифов с доходами населения и потребностями города для того, чтобы он мог обеспечить надежную работу теплоснабжения, водоснабжения и канализования, мы и получили эту цифру.
РГ: До сих пор Москва помогала субсидиями всем, у кого квартплата оказывалась выше 10 процентов семейного дохода. Этот порог тоже может быть сейчас поднят?
Росляк: Этот порог мы считаем оптимальным для доходов москвичей. Субсидии города получают сейчас 558 тысяч семей. К концу года их число может увеличиться до 630 тысяч.
РГ: Похоже, подорожание тарифов еще не закончилось. Сбербанк заявил о том, что он будет брать три процента комиссии с москвичей при оплате коммуналки. Как говорят, это решение банк принял вместе с Москвой. Это так?
Росляк: Это решение правления Сбербанка, а мы вообще не имеем права вмешиваться в решения коммерческих банков. Раньше эти три процента за банковские услуги входили в сам тариф. В прошлом году правительство Москвы исключило их из него, чтобы дать человеку право выбора, кому и на каких условиях вносить свою квартплату. Такой выбор у москвичей есть и сейчас. Они могут платить бесплатно через отделения "Почты России", через терминалы или другие коммерческие банки, где комиссия ниже.