В четверг в Москву с двухдневным визитом прилетела госсекретарь США Хиллари Клинтон. Накануне ее приземления в аэропорту "Внуково 2" глава МИД России Сергей Лавров в интервью "Российской газете - Неделя" заявил: "Не скажу, что РФ и США противники, но и не друзья".
Часть экспертов тут же предположили, что ничего хорошего от переговоров между Лавровым и Клинтон ждать не стоит. Но, как в итоге оказалось, были не правы.
Не так давно любой визит госсекретаря США в Москву относился к разряду экстраординарных событий, за которыми, затаив дыхание, следил, чуть ли не целый мир. Времена изменились. Теперь приезд в российскую столицу главы американского госдепартамента считается почти обыденным явлением. Переговоры Клинтон с Лавровым вошли в спокойное русло рабочих контактов, практически перестав выделяться из длинной череды консультаций российского министра с главами внешнеполитических ведомств многих стран. Из чего можно сделать вполне обоснованный вывод: российско-американские отношения качественно улучшились.
Да, разногласия между Москвой и Вашингтоном по многим вопросам остаются. И то и дело всплывают новые острые углы. Да, национальные интересы двух стран порой противоречат друг другу. Отсюда выводы Лаврова о том, что Россия и США перестали быть врагами, но пока еще не стали друзьями. И все же стороны явно научились говорить о практически всех даже самых болевых проблемных темах без поучительных ноток в голосе и с искренним желанием понять позицию партнера.
"Признаюсь, что между госсекретарем США и министром иностранных дел России атмосфера улучшилась, стала более конструктивная, более сподвигающая на поиск каких-то общеприемлемых решений, - добавил Лавров в том же интервью "Российской газете - Неделя". - И президент доверяет президенту Обаме. И я знаю, что Обама доверяет президенту Медведеву". Иными словами, по словам российского министра, нынешний уровень контактов между Россией и США весьма высок: "Все ведомства находятся друг с другом в постоянном контакте".
Впрочем, и в Москве, и в Вашингтоне прекрасно понимают: не стоит почивать на лаврах и довольствоваться лишь доверием друг к другу. При этом у обеих стран сейчас есть уникальный шанс подать всему миру заразительный пример. Если проанализировать саммиты, переговоры "четверок", "шестерок", "восьмерок" или "двадцаток", которые состоялись за последние несколько лет, то нетрудно заметить, что государства просто разучились договариваться. Практически все встречи заканчиваются заявлениями о том, что консультации продолжатся через некоторое время - такое своеобразное вполне похвальное желание любыми средствами избегать взрывоопасных выводов. Тем не менее до бесконечности откладывать решение, к примеру, ближневосточной проблемы или ситуации вокруг иранской ядерной программы не получится.
Россия и США, похоже, готовы продемонстрировать миру, что находить компромиссное решение, за которым следует подписание юридически обязывающего документа, все же можно. Речь идет о затянувшихся, но тем не менее, очевидно, вышедших на финишную прямую переговоров по новому Договору о сокращении наступательных вооружений. Вчера после многомесячных консультаций в Женеве эксперты двух стран доложили Клинтон и Лаврову, что документ фактически готов. "В договоре 20 страниц, а его неотъемлемая часть - протокол - гораздо более объемный документ", - уточнил Лавров. Теперь двум президентам предстоит окончательно договориться о сроках и месте подписания.
Нет сомнений, что этот успех вдохнет новую жизнь во многие прежде почти тупиковые переговоры между Москвой и Вашингтоном по длинному списку тем. К примеру, накануне приезда в Москву Клинтон в госдепартаменте США заявили, что готовы вести с Россией переговоры о поставках российских вооружений афганской армии. В том числе на деньги третьих стран. "Возможно, в прошлые годы сложилось впечатление, что США хотят отстранить другие страны от Афганистана, что мы хотим все сделать сами, - прояснил ситуацию заместитель спецпредставителя США по Афганистану и Пакистану Пол Джонс. - Мы хотим изменить это представление". Не исключено, что у Хиллари Клинтон в итоге получится изменить и другие явно отрицательные представления о внешней политике США. Но все же, учитывая негативный опыт российско-американских отношений с командой экс-президента США Джорджа Буша, не будем загадывать.
Михаил Маргелов, Председатель по международным делам комитета Совета Федерации РФ
Госсекретарь США Хиллари Клинтон впервые прибыла в Москву в качестве главы американской дипломатии. Цель визита - переговоры по широкому кругу проблем, среди которых ближневосточное урегулирование, действия в Афганистане и подготовка к подписанию нового договора о СНВ.
Госсекретарь США вместе с главой МИД Сергеем Лавровым уделили внимание процессу формирования 16 рабочих групп по разным направлениям российско-американского сотрудничества. Задача этих групп наполнить "перезагрузку" дальнейшим, помимо договора о СНВ, содержанием - здесь и ядерная безопасность, и контроль над вооружением, противодействие наркотрафику, и борьба с терроризмом.
Главный же вопрос встречи - окончательный текст договора о СНВ. Переговоры в Женеве, как и следовало ожидать, постоянно сталкиваются с кажущимися на первый взгляд техническими проблемами, которые при ближайшем рассмотрении обретают политическое звучание. Тем не менее переговоры эти близки к завершению. Договор о СНВ, вероятно, будет подписан сторонами в апреле, до начала работы "ядерного саммита".
Много пишут в последнее время о противоречиях, с которыми якобы сталкиваются переговорщики, пытаясь увязать наступательное вооружение с противоракетной обороной. На самом же деле, как утверждают эксперты, в договоре эти вещи увязаны оговоренным количеством боевых зарядов. К тому же главы двух государств - Дмитрий Медведев и Барак Обама - неоднократно заявляли - публично и в телефонных разговорах - о своих намерениях подписать договор. Главы внешнеполитических ведомств России и США получили отчет женевских переговорщиков и подтвердили, что текст договора по СНВ практически "на выходе". Правда, время и место подписания договора президентами двух стран, по мнению Хиллари Клинтон, обсуждать преждевременно.
Переговоры Сергея Лаврова и Хиллари Клинтон затрагивали практически весь спектр международных проблем. Так, судя по пресс-конференции, относительно иранского ядерного досье стороны пришли к согласию осуществлять политические методы воздействия на Иран. Для этого будут продолжены консультации в СБ ООН и с МАГАТЭ. Россия и США по-прежнему будут сотрудничать в Афганистане. Стороны продолжат консультации по противоракетной обороне. Никаких сенсационных результатов встреча глав внешнеполитических ведомств России и США не принесла. И это хорошо, значит, отношения между странами нормализуются.
Сергей Лавров:
- Мы довольны, как выполняются указания двух президентов России и США. Они лично контролируют ход работы. Есть основания полагать, что мы вышли на завершающую часть финишного отрезка. И рассчитываем, что в самое ближайшее время переговорщики доложат о завершении работы, после чего мы будем договариваться о том,
что предложить президентам в качестве времени и места для подписания нового договора о СНВ.
Хиллари Клинтон:
- Я и министр Лавров по указанию президентов двух стран работаем над началом новых отношений. "Перезагрузка" привела к большему сотрудничеству и координации по вопросам, важным для нас. Перед Россией и США стоят глобальные вызовы.