18.03.2010 00:20
    Поделиться

    Москве "повезло" принять одно из самых интересных собраний работ Пабло Пикассо в мире

    В государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в рамках Года Франции в России открылась выставка "Пикассо. Москва. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж".

    Знакомство

    Москве по-настоящему повезло. Дело в том, что такого представительного собрания российским зрителям можно было и не увидеть, но тут, как нельзя кстати, парижский Музей Пикассо закрылся на реконструкцию и коллекцию - одно из самых интересных собраний работ Пикассо в мире - было решено показать в России, в Москве.

    Последний раз в Пушкинском крупная выставка художника проходила в 1956 году. Тогда ажиотаж вокруг события был настолько велик, что, по воспоминаниям очевидцев, посетители чуть ли не сносили ограждения, пытаясь проникнуть в музей.

    Интерес к выставке сегодняшней не меньший, а, быть может, даже больший. В выходные и праздничные дни любители изобразительного искусства готовы были простоять в очереди свыше часа и заплатить 300 рублей за вход (льготным категориям граждан - 150). Но экспозиция стоит затрат.

    Уникальность коллекции Музея Пикассо в Париже состоит в том, что это именно те работы, которые художник отбирал для себя. Те, с которыми не хотел расставаться ни за какие деньги. Все эти картины, скульптуры, рисунки сопровождали художника на протяжении его жизни, переезжали из дома в дом, из одного района Парижа в другой, из города в город, "знакомились" с его любимыми женщинами и друзьями. Сейчас в Пушкинском музее выставляются лучшие работы, характерные для всех периодов творчества мастера, что позволяет наглядно понять, что и каким образом художник хотел сказать миру, как развивалась его манера письма, как изменялся образ мыслей.

    Выставка в Москве включает всего 240 экспонатов, не считая подсобных материалов: 88 картин, 30 скульптур и так называемых картин-рельефов, 6 предметов керамики, 61 рисунок, 4 гравюры, 39 оригинальных фотографий, 12 иллюстрированных книг.

    Тайна Пикассо

    Загадка Пикассо заключается в том, что в его личности словно уживалось сразу несколько художников. Он уже родился профессиональным рисовальщиком, мастером. И вся жизнь его была попыткой найти ту форму изобразительной манеры, техники, которая бы позволила не просто отражать вещи, но проникать в их суть, увидеть скрытое, "расщепить" материю при помощи кисти на молекулы.

    Открывают выставку работы первых лет ХХ века. Характерной работой этого периода является "Смерть Касагемаса" (1901 год). Двадцатилетний Пикассо был поражен самоубийством друга. Пабло пишет по памяти несколько картин, на которых бледное лицо умершего освещает свеча. На виске отчетливо виден след, оставленный пулей.

    Здесь же - "Селестина". Женский портрет, характерный для "голубого периода" творчества Пикассо. Времени, когда он живет на Монмартре, пишет голубым цветом, видит в голубом и на улицу выходит в основном ночью. Голубой - цвет ночи, океана и неба. Всего, что так любит художник. "Селестина" смотрит на мир лишь одним глазом. Пикассо в это время (1901-1904 годы) преследует тема слепоты. Художник пытается показать, что истинным зрением является видение внутреннее, а внешний мир, открывающийся глазам наблюдателя, - не более чем видимость.

    Великий экспериментатор

    За "голубым" последовал "розовый период". В 1905 году жизнь Пикассо меняется. Он очарован комедиантами и акробатами, которые становятся моделями его картин, он почти каждый вечер бывает в цирке Медрано. Палитру мастера наполняют молочные, бестелесные цвета, в картинах много воздуха и света. На выставке представлена гуашь "Два брата", написанная в 1906 году в Госоле (маленьком городке под Барселоной), скульптура "Шут".

    Рождение кубизма отражают картины, графика и скульптура 1907-1908 годов. На выставке есть знаковая картина для творчества Пикассо, та самая, с появлением которой в мире впервые заговорили о зарождающемся кубизме, - "Авиньонские девицы".

    В конце 1907 года Пикассо заканчивает большую картину, над которой работал несколько месяцев. Были сделаны сотни подготовительных рисунков. Пикассо не выходил из мастерской, пока не завершил работу. Тогда картина еще не имела названия, но она стала первым шагом по направлению к кубизму. Пикассо сводит формы к простому выражению, к геометрическим фигурам. Фигуры обнаженных женщин цвета охры выписаны из углов, а их лица асимметричны.

    Пикассо одним из первых обратился к технике коллажа, эксперимента с материалом и текстурами. Пикассо остро чувствовал опасность непонимания кубизма со стороны массовой публики. Чтобы избежать этой опасности, он стал включать в свои картины реальные элементы: веревки, газеты, карты, меню ресторанов... На выставке представлен коллаж "Стакан, бутылка вина, пачка табака, газета", 1914.

    Есть так называемые картины-рельефы, где Пикассо сочетает живопись и скульптуру - "Стакан, трубка, трефовый туз и игральная кость", 1914.

    Русский след

    Пикассо-скульптор любил экспериментировать с материалами. Свои первые работы он делал из пальмового листа, дерева и железа. На фото - скульптура "Коза".В 1917 году художник очарован красотой тела, выраженной в греческих и римских статуях, и знакомством с балетной труппой Сергея Дягилева. Манера письма вновь меняется. Теперь она почти классическая, как в "Портрете Ольги в кресле" (1918 год, Пикассо женат на балерине Ольге Хохловой), представленном на выставке. Однако Пикассо сознательно оставляет картину незавершенной, а обивку кресла выполняет как поверхность бумажного коллажа. В реалистической манере Пикассо пишет и портрет сына "Пауло в костюме Арлекина", 1924 год.

    Начиная с 1917 года Пикассо занимался оформлением постановок антрепризы Сергея Дягилева. Сотрудничество с дягилевскими Русскими балетами - центральный эпизод темы "Пикассо и Россия", на выставке ему посвящен специальный раздел (30 рисунков и 20 фотографий). Среди экспонатов - портреты Ольги Хохловой, Дягилева, композитора Игоря Стравинского, ироничные эскизы театральных костюмов к балетам "Парад", "Треуголка", "Пульчинелла", этюды для занавесей и декораций.

    Наиболее зрелищно на выставке решили подать период сближения Пикассо с сюрреализмом, начавшийся с середины 1920-х годов, широко известный за рубежом и редко предлагаемый российскому зрителю. Вольный и раскрепощенный язык зрелого творчества Пикассо - живопись, скульптура, графические наброски.

    "Игры" сюрреализма сменит обжигающее искусство конца 1930-х - начала 1950-х годов, темы войны и смерти - от "Кошки, схватившей птицу", написанной в 1939 году, когда война уже витала в воздухе и Пикассо создает свой образ жестокости, до эпической "Бойни в Корее" (1951 год).

    Поздний, завершающий период работы Пикассо - вторая половина 1950-х - начало 1970-х годов - представлен крупными живописными работами. В последние годы Пикассо увлекается своеобразным диалогом с прошлым. Он сохраняет композицию картин старых мастеров и расположение фигур, но делает это в своей манере. Он создает 15 вариантов "Алжирских женщин" Делакруа, 44 варианта "Менин" Веласкеса, 27 - "Завтраков на траве" Мане. Как Пикассо преобразовывал классику на выставке в Пушкинском, можно увидеть на примере картины "Завтрак на траве, по Мане", 1960 год.

    Выставка продлится до 23 мая.

    Кстати

    В рамках выставки можно увидеть документальные фильмы о Пикассо, в том числе фильм "Тайна Пикассо" Анри-Жоржа Клузо, по смотреть, как рисует Пикассо. Фильм снят летом 1955 года, Клузо снимает процесс рождения картин.

    Поделиться