Минувшая зима осложнила жизнь екатеринбургским автолюбителям. Их "железные кони" не только отказывались заводиться, но и ломались из-за низкого качества топлива.
Как заявили в региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей Свердловской области", было зафиксировано несколько жалоб на качество бензина. Везде фигурировал один и тот же поставщик. Заправившись на его АЗС, водители через некоторое время ощущали, что двигатель работает с перебоями. В одном случае даже пришлось отдать машину в ремонт - по оценке автослесарей, двухгодовалая иномарка сломалась именно из-за использования некачественного топлива.
По словам автолюбителей, работники АЗС все объяснили аномально низкими температурами, из-за которых якобы бензин и потерял свои свойства. Между тем сами владельцы машин подозревают, что топливо было разбавлено.
- Если колонку на четверть заполнить топливом с более низким октановым числом или газом, то такую смесь вполне можно выдать за бензин, только запах у нее странный. Обычно до поломки дело не доходит, а вот трудности с запуском случаются: мощность двигателя уменьшается, увеличивается его износ и расход топлива, - рассуждает водитель с 40-летним стажем Николай Бочкин.
По данным Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в 2009 году было проверено 29 АЗС, из них на трех были выявлены нарушения техрегламента. Основное - превышение показателя "массовая доля серы". С начала 2010 года не было еще ни одной плановой проверки, поэтому делать выводы о качестве реализуемого топлива сложно.
Как предположила начальник независимой лаборатории ФГУ "Уралтест" Наталья Чегина, количество проверок сократилось из-за того, что большинство владельцев АЗС зарегистрированы как ИП или ООО, а государство стремится ослабить административное давление на малый бизнес. К тому же штат экспертов УМТУ Ростехрегулирования не позволяет проводить проверки регулярно и массово.
С этим согласен и Анатолий Горлов, член совета межрегионального движения "Комитет по защите прав автолюбителей":
- Жалобы поступают регулярно, особенно на мелких трейдеров, торгующих по лицензии под известными брендами. Люди "покупаются" на марку, а в итоге получают проблемы. Плохо то, что у нас очень низкий уровень потребительской культуры: не все пострадавшие автолюбители берут пробы на анализ, выставляют претензии и т. д. Им проще слить бак и пожаловаться соседу по гаражу. Соответственно в результате для привлечения АЗС к ответственности формальных оснований нет.
Процедура действительно не проста: нужно купить литр бензина из той же "подозрительной" колонки, из которой заправлялись раньше, затем вместе с оператором составить акт отбора пробы, указать в нем адрес АЗС, дату и время покупки, свои паспортные данные и юридические реквизиты трейдера. Обе пробы - из колонки и из бака машины - отправить на экспертизу (стоимость которой 2-4 тысячи рублей). После чего составить претензию, приложив к ней копии результатов анализов и счетов за ремонт. Немногие решаются пройти этот путь до конца, тем самым невольно поощряя мошенничество автозаправщиков.
В чем единодушны эксперты, так это в том, что погодные условия на качество бензина влиять не должны.
- Все марки бензина выпускаются в соответствии с классом испаряемости. По нему можно определить, в каких погодно-климатических условиях должно применяться топливо: в летнее время, зимой или в арктических условиях, - говорит Светлана Михеева, руководитель УМТУ Ростехрегулирования.
- Морозы могут сказаться только на составе дизтоплива, бензину они не страшны. Чаще всего проблемы возникают из-за того, что под видом зимнего топлива продают летнее, - подчеркивает Анатолий Горлов.