Удивительное художественное открытие ждало меня в белорусском райцентре Дубровно. В этом городке неподалеку от границы с Россией жил и творил художник Иван Зайцев, придумавший свой ни на что не похожий стиль изображения природы. Когда я увидел его картины "Идущая по мелководью", "Рыбаки", "Моющая косы", у меня возникло впечатление, будто люди-деревья вдруг каким-то волшебным образом перенеслись на холсты.
Родом Иван Зайцев из села Ужово Нижегородской области. После Павловского художественного училища работал гравером на фольгово-прокатном заводе в селе Михайловское Свердловской области. Там и встретился с белорусской девушкой Людмилой, которая приехала в гости к двоюродной сестре. Они поженились и какое-то время жили в Горьковской области, а затем переехали в Караганду, где задержались на 30 лет. Иван Григорьевич трудился в цехе литографии на кондитерской фабрике, был художником-оформителем в Союзе художников города. Когда СССР распался, супруги Зайцевы из Казахстана перебрались в Дубровно, на родину Людмилы Егоровны. В Беларуси гравер Зайцев устроился в художественные мастерские при Кутеинском монастыре в Орше. Делал оклады на иконы, штампы на кресты. Но в 2003-м внезапно заболел, и врачи порекомендовали ему чаще бывать на свежем воздухе. Возможно, именно тогда, во время прогулок в лесочке на окраине города или на берегу Днепра Ивану Григорьевичу захотелось перенести на холст причудливые деревья, попадавшиеся ему на глаза. Но не просто запечатлеть их, а буквально оживить, придать им человеческие черты.
- С Иваном Григорьевичем мы познакомились в 2004 году, когда у нас в Доме ремесел была организована его первая персональная выставка, - вспоминает главный хранитель фондов рабочей группы по созданию районного музея в Дубровно Наталья Овчарова. - Он рассказывал, что всю жизнь трудился над чьими-то заказами, однако всегда хотел рисовать и для души. Свою мечту он осуществил в Беларуси. Почему именно люди-деревья? На этот вопрос даже сам художник не мог ответить однозначно. Наверное, такой он увидел белорусскую природу, которая ему очень нравилась.
Выставлялся Зайцев не только в Дубровно. В 2005-м в Витебске он стал лауреатом областной выставки "Живая легенда" и получил диплом за развитие любительского изобразительного искусства. А еще через два года был награжден дипломом Московского международного фестиваля наивного искусства. Сам художник одинаково относился ко всем своим картинам, хотя, пожалуй, на "Спиленную Венеру" времени потратил больше, чем на остальные. Лежащий под забором ствол уж очень напоминает знаменитую Венеру Милосскую. Это одна из немногих картин, которая хранится дома у Людмилы Зайцевой.
- Люди, которые видят ее впервые, замирают, словно завороженные, - рассказывает Людмила Егоровна. - Жаль, что у меня осталось совсем мало картин Ивана Григорьевича. Он всегда говорил, что напишет еще, но в 2008 году его не стало...
Пятнадцать картин Зайцева хранятся сегодня в фондах рабочей группы по созданию краеведческого музея в Дубровно. И ее работники, и Людмила Зайцева надеются, что скоро в городе появится музей, где оригинальные полотна самобытного художника займут достойное место рядом с работами других известных в районе мастеров.