Девушка, которую сердобольные люди звали страдалицей, всю жизнь дарила людям поэзию, любовь, цветы и молитву.
Для милых
Я стою перед иконой
И без слов молюсь;
Я молюсь Тебе, Создатель, -
Об одном прошу:
Пусть пошлет мне
страданье, -
Дух к нему привык;
Пусть меня забудут скоро
Все, кого люблю.
Пусть забудут,
пусть разлюбят;
Только, Боже мой,
Посылай им чаще радость,
Счастья посылай;
Если есть его на долю
У Тебя мою,
Эту долю моим милым
Раздели, молю!
Юлия Жадовская
весна 1853 года
На строгий взгляд это стихотворение далеко от совершенства, но смысл его не может не тронуть. Вместо обычной просьбы к Богу "помилуй...", "подай...", поэт просит... забрать от него счастье и передать его ближним. Какой же полнотой души надо обладать, чтобы так безоглядно жертвовать, без остатка раздаривать!
А ведь Юлия Жадовская имела все основания с детства считать себя несправедливо обделенной, лишенной и самой надежды на счастье. Ее стихи могли быть бесконечным ропотом на судьбу. Она появилась на свет без кисти левой руки, с тремя пальцами на короткой правой руке, со слабым зрением.
Род Жадовских известен с давних пор: еще в 1417 г. новгородец Семен Жадовский упоминается в летописи как участник похода московской рати с Вятки на Двину. Отец Юлии был отставным морским офицером, мать - смолянкой (воспитанницей Смольного института). С полутора до четырнадцати лет она жила у бабушки Настасьи Петровны в старинной усадьбе Буйского уезда. Здесь девочку окружали книги, иконы, старинные липы, простые и добрые люди. В своих стихах Юлия потом часто возвращалась в бабушкин дом. Чтобы представить себе, какой девушкой была Юлия Жадовская, вспомните княжну Марью из "Войны и мира". "Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые, были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты..." Училась Юля в пансионе, где русскую словесность преподавал выпускник семинарии, сын рязанского дьячка Петр Перевлесский. Молодые люди полюбили друг друга и мечтали связать свои жизни. Узнав об этом, отец Юлии, гордившийся старинностью своего дворянского рода, вспылил и добился перевода молодого учителя в другой город. Влюбленные покорились, но и Юлия, и Петр остались верны своему первому чувству. Перевлесский посвятил себя преподаванию, стал профессором Александровского лицея, создал популярный учебник по стихосложению.
В 1846 году выходит первый сборник 22-летней поэтессы, и читатели передают его из рук в руки. Второй поэтический сборник Жадовской появился в 1858 году, но почти не был замечен. Вскоре Юлия Валериановна оставила литературу и приобрела усадьбу в семи километрах от Буя, посвятив себя цветоводству. Она и ушла в самое цветущее время года - в конце июля. Местом последнего ее упокоения стало маленькое кладбище в селе Воскресенье...
E-mail: dmitri.shevarov@yandex.ru