Сергей Шпилько: Бизнес и власть должны создать дорожную карту развития туристической отрасли

В начале этого года министр спорта, туризма и молодежной политики России Виталий Мутко встретился с представителями общественных организаций, чтобы вместе обсудить, как будет развиваться туризм в России.

О том, как власть и общественные организации собираются это делать, мы беседуем с президентом Российского союза туриндустрии Сергеем Шпилько.

Сергей Павлович, расскажите, пожалуйста, что сейчас главное в сотрудничестве власти и туристических общественных объединений?

Создание, если можно так сказать, дорожной карты развития отрасли, согласованной бизнесом и властью. Важно выработать механизм взаимодействия, при котором всем будет понятен перечень задач и способы их решения.

Объективные проблемы развития туризма заключаются в том, что туриндустрия - это межхозяйственный комплекс, объединяющий самые различные предприятия, которые обслуживают путешественников. Поэтому решение большинства проблем находится вне прямой компетенции туристических властей. Например, визовые вопросы - прерогатива МИДа. Создание благоприятного инвестиционного климата - в ведении минэкономразвития. Транспортное обеспечение - сфера минтранса. И так далее. И нам приходится искать взаимопонимания с самым широким кругом министерств и ведомств, которые не всегда могут договориться между собой.

Какие задачи необходимо решать в первую очередь, чтобы туристическая отрасль успешно развивалась?

Главное - это повышение конкурентоспособности отечественного продукта с точки зрения соотношения цены, качества, его продвижение на мировом и внутреннем рынке. Пока в большинстве случаев по наиболее массовым видам туризма мы проигрываем нашим конкурентам - и по стоимости, и по уровню сервиса, и по состоянию инфраструктуры. В зависимости от того, какие надежды страна возлагает на туризм, надо определить программу-минимум и программу-максимум развития отрасли.

Начнем с минимума. Прежде всего необходимо снижение административно-финансовой нагрузки на бизнес в виде коррупционной составляющей инвестиционных расходов. Также надо устранить противоречия, которые складываются в процессе регулирования предпринимательской деятельности. То есть, с одной стороны, государство принимает решения, позволяющие расширять круг предприятий, имеющих право работать по упрощенной системе налогообложения, а с другой - увеличивает нагрузку на бизнес в виде прямых или косвенных платежей.

Приведу примеры. Первый - требование финансовых гарантий от туроператоров по въездному туризму. За три года действия Закона "Об основах туристской деятельности" не было ни одного страхового случая с иностранными туристами. Они вообще маловероятны, потому что без договора о реализации турпродукта страховая компания страховки не выплатит, а иностранный турист с российской компанией такого договора не заключает. Он заключает договор с компанией, которая отправляет его в Россию, она же и гарантирует ему финансовое исполнение своих обязательств. Получается, что в области въездного туризма государство, по сути, вменило туроператорам налог на право приема иностранных туристов в пользу страховых компаний.

Второй пример связан с реализацией Закона "О персональных данных". Он обязывает всех участников туристического рынка "принимать необходимые меры по обеспечению безопасности информации о полученных в процессе оказания услуг персональных данных потребителя (туриста), в том числе при их обработке и использовании". Эти поправки должны были вступить в силу с 1 января 2010 года, о чем стало известно лишь в декабре 2000-го. Между тем для выполнения требований закона необходима непростая техническая подготовка, программное обеспечение, а значит, время и серьезные средства. И надо понимать, что многие участники туристического рынка просто не выдержат таких расходов и будут вынуждены уйти из бизнеса. Либо появится очередной повод для неформальных методов решения вопроса. Хорошо, что введение наиболее "тяжелых" статей этого закона удалось отложить до 2011 года, но и это время не за горами.

Наконец, третий пример. Гостиницы и круизные компании по всей России столкнулись с серьезной проблемой. Общества защиты авторских прав требуют заключать с ними договоры о выплате вознаграждений обладателям авторских и смежных прав. Гостиницы вынуждают платить за пользование телевизорами и радиоприемниками в номерах и холлах по ставке 0,15% с валового дохода номерного фонда (плюс 2 рубля в месяц за квадратный метр площади общественных помещений, где звучит фоновая музыка), а круизные компании - те же 0,15% со всего дохода за прослушивание пассажирами музыки на борту судов. Суммы получаются огромные. Понятно, что надо платить за исполнение музыкальных произведений в публичных местах, но гостиничные номера и каюты судов публичными местами не являются. Требовать с них выплаты авторских отчислений - это то же самое, что брать плату за звучание музыки в квартирах. Такая практика бесконечного расширения поборов негативно сказывается на конкурентоспособности российского турпродукта, снижает доходность самого бизнеса и ограничивает возможности инвестирования в развитие отрасли. Тем более что все это происходит на фоне более сложных проблем, связанных с ростом коммунальных платежей, вследствие этого растет стоимость гостиничных услуг, повышаются транспортные тарифы, цены на билеты в музеи и т.д. А это уже напрямую влияет на стоимость организованных путешествий.

Не менее актуальная проблема - визы. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время будет создан безвизовый режим между Россией и странами Евросоюза. Но пока это обсуждается, Россия вполне могла бы в одностороннем порядке ввести безвизовый режим с экономически развитыми странами. Большинство наших конкурентов на мировом туристическом рынке, в том числе страны СНГ, так и делают, демонстрируя заинтересованность в привлечении иностранных туристов. России непросто конкурировать в сфере пляжного туризма, но в плане культурно-познавательного, экологического, приключенческого, спортивной охоты, рыбалки и других видов мы можем претендовать на лидирующие позиции. Не случайно Россия в рейтинге Всемирного экономического форума по своему культурному и природному наследию вошла в первую десятку. Но по конкурентоспособности оказалась на 64-м месте.

"Минимум" оказался совсем не маленький. В чем же тогда состоит программа-максимум?

Максимум - это выполнение рекомендаций Всемирной туристской организации, а также использование опыта множества стран, и экономически развитых и развивающихся, добившихся серьезных успехов в области гостеприимства. Для нас очевидно, что если следовать этому опыту, то все получается. Например, ситуация с заходом в российские порты иностранных круизных судов. Ввели безвизовое 72-часовое пребывание круизных пассажиров, прибывающих в Санкт-Петербург, - судозаходов в город стало значительно больше. За несколько лет Петербург стал одной из самых крупных европейских круизных столиц, там построен новый замечательный пассажирский порт "Морской фасад". В конце 2008 года 72-часовой безвизовый режим распространили на пассажиров, прибывающих на морских паромах, - появилась возможность возрождения паромного туризма. Предполагается, что с его развитием число иностранных туристов, посещающих Петербург, удвоится. Такие программы действий необходимо разрабатывать по всем основным видам туризма.

Многие эксперты рынка считают, что для развития внутреннего и въездного туризма необходимы налоговые льготы. Как вы считаете, какие нужны изменения?

Ситуацию с налогами, безусловно, надо менять. Возьмем санаторно-курортный комплекс. Гражданин освобождается от налогов в той части стоимости санаторной путевки, которая включает оплату лечебных процедур. Эта льгота является социально невостребованной - пойди еще собери справки, по которым тебе уменьшат налог. Между тем лечение в санатории, как и в медицинском стационаре, предусматривает и проживание, и диетическое питание, а ведь это тоже расходы. Расширение налоговой льготы на всю стоимость путевки не приведет к обременению бюджета, но может серьезно стимулировать спрос на санаторно-курортное лечение.

Другая проблема, еще более острая для санаториев, пансионатов и загородных объектов, - это многократное увеличение налога на землю в результате перехода на кадастровую оценку земли. Чтобы санаторий мог выполнять свои прямые функции, нужна достаточно обширная парковая зона, дорожки для терренкуров, место для спортивных сооружений. Но при нынешнем уровне рентабельности многие здравницы просто не в состоянии платить налог на землю. В итоге они будут вынуждены выводить часть своих территорий из курортного оборота, а "освободившиеся" земли использовать под коттеджную застройку. Государство, принимая подобные решения, обязано учитывать все последствия, включая, в нашем конкретном случае, разбазаривание природных лечебных ресурсов.

Еще один пример. Уже 21 европейская страна понизила НДС для гостиниц до уровня 5-7%, и во многих случаях это решение принималось как антикризисная мера, направленная на повышение конкурентоспособности. У нас же такие предложения всерьез даже не рассматриваются. Проблема в том, что при всех колоссальных рекреационных ресурсах страны развитие туристической отрасли в нашей экономике так и не стало одним из приоритетов, если не считать таких крупных проектов, как проведение сочинской Олимпиады, саммита АТЭС на острове Русский, Универсиады в Казани. Хочется надеяться, что эти проекты будут успешно реализованы, что с ними не получится как с широко разрекламированными особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа. Сначала их было семь, потом сократили до пяти, а на практике более-менее развиваются только две - в Бурятии и на Алтае. Вместе с тем надо отчетливо понимать, что к реализации только таких проектов развитие туризма не сводится. Гораздо больше - и быстрее - сделало бы для увеличения турпотоков, например, снижение транспортных тарифов.

Помимо Закона "Об основах туристской деятельности" есть немало и других, прямо или косвенно касающихся туротрасли. Какие законы требуют существенных поправок, чтобы не просто защитить турбизнес, но и дать ему возможность развиваться?

В плане работы РСТ предусмотрен мониторинг как минимум 12 законов и законопроектов, прямо или косвенно касающихся турбизнеса. В том числе "О порядке выезда и въезда в РФ", "О правовом положении иностранных граждан в РФ", "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", "О защите персональных данных", "О техническом регулировании", "О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", "Об организации и проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере физической культуры, спорта и туризма" и др. Эта работа необходима, чтобы защитить интересы и бизнеса, и туристов.

В последнее время руководители отрасли много говорят о предоставлении большей самостоятельности регионам в сфере развития туризма. Как, на ваш взгляд, должны взаимодействовать центр и субъекты Федерации?

Очень важно понимать, что развитие туризма прежде всего происходит на региональном уровне и сегодня многие территории добились в этом реальных успехов - Санкт-Петербург, Ярославская, Владимирская, Вологодская области, Карелия, Алтайский край, Кавказские Минеральные Воды. Хорошо, что законом об организации местного самоуправления расширены полномочия в области развития туризма для муниципальных образований. Но соответствующие изменения надо вносить и в закон N184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Необходимо наделить субъекты Федерации правом самостоятельно финансировать развитие туризма в своих регионах. Иначе получается, что на федеральном и муниципальном уровне право развивать туризм предоставлено, а региональные власти почему-то таких полномочий не имеют. По этому поводу в Госдуму уже внесены соответствующие предложения и инициативы. Будем надеяться, что они найдут поддержку.

Однако развитие туризма в регионах тормозят все те же общие проблемы. Транспортные и коммунальные тарифы, налоги и сборы, отсутствие некоммерческой рекламы туристических возможностей страны и тот же визовый режим. Кстати, можно было бы в качестве эксперимента разрешить безвизовый въезд туристам экономически развитых стран хотя бы в Калининградскую область.