На железнодорожных вокзалах могут поставить системы досмотра пассажиров, как в аэропортах. Но это в перспективе. А на весенние школьные каникулы, пасхальные и майские праздники на железной дороге вводят дополнительные поезда дальнего следования.
В каникулы назначено 17 таких составов, которые совершат 32 рейса по России. Что касается Пасхи и майских праздников, то на внутренних семи рейсах уже назначено семь дополнительных поездов. В сообщении с Украиной - 5 поездов на 10 рейсов, с Молдавией - 1 поезд на 3 рейса.
"Рамки" досмотра, уточнил глава РЖД Владимир Якунин, появятся, если на правительственном уровне будет принято соответствующее решение. Кроме того, считает он, необходимо усилить законодательную базу по антитеррористической защищенности транспорта. Как сообщил Якунин, число терактов на железной дороге в последнее время выросло: с трех случаев в 2007 году до восьми в 2009 году. По его словам, компания совместно с Росжелдором разработала проект методик по оценке уязвимости объектов железнодорожной инфраструктуры и транспортных средств, а также проект требований к ним. С утверждением этих требований и методик будет создана нормативная база для проведения комплекса работ по обеспечению безопасности объектов и транспортных средств, пообещал Якунин.
Владимир Якунин также заявил о необходимости разграничения на законодательном уровне ответственности государства и транспортных компаний в сфере безопасности. Сейчас по закону эта функция возлагается на собственника объекта транспортной инфраструктуры. В то же время ответственность государства четко не определена, хотя безопасность граждан и инфраструктуры является его исключительной компетенцией, поясняет глава РЖД. В законе о транспортной безопасности также не определен конкретный источник финансирования работ по оценке уязвимости инфраструктуры и расходов на охрану объектов. Якунин предложил освободить от налогообложения средства, направляемые на безопасность.
Кроме того, в компании предлагают ужесточить ответственность за нарушения правил проезда железнодорожных переездов, вплоть до лишения водительских прав на всю оставшуюся жизнь нарушителя. По состоянию на 11 марта 2010 года по вине водителей авто произошло уже 64 ДТП, что в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Якунин отметил, что в 2009 году было зафиксировано почти 33 тысячи случаев нарушений правил проезда охраняемых железнодорожных переездов, доля которых составляет всего 21 процент. При этом прав лишены всего 125 водителей и почти 1,9 тысячи лишь оштрафованы. Глава РЖД считает, что необходимо разработать специальную федеральную целевую программу, предусматривающую софинансирование содержания железнодорожных переездов регионами, оснащения их техническими средствами защиты, строительство новых переездов с развязками на разных уровнях. Ситуация действительно тревожная. За прошлый год на переездах произошло 202 столкновения автотранспорта с железнодорожным подвижным составом. Пострадали 154 человека.