19.03.2010 00:40
    Поделиться

    Региональные программы развития туризма способны вытянуть отрасль

    "От эффективности деятельности государства и бизнеса будет зависеть, каким будет российский туризм, станут ли конкурентоспособными отечественные туристические услуги, а в итоге - насколько качественным и безопасным станет отдых наших граждан как за рубежом, так и внутри страны", - об этом сказал министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко, обращаясь к участникам Международной туристической выставки "Интурмаркет", которая на днях закончила свою работу.

    Для успешного развития отрасли в 2009 году была разработана Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)". Планируется, что в 2010 году концепцию программы утвердит правительство РФ. Было озвучено, что на реализацию программы из федерального бюджета предлагается выделить 96 млрд рублей, из которых 93 млрд составят капитальные вложения в виде субсидий. Бюджетные средства направят на развитие инженерной инфраструктуры, создание в регионах инвестиционных площадок, а также на мероприятия по продвижению отечественного туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках.

    Однако на сегодняшний день расходы на туризм сокращаются. Как сообщил заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский, на заседании комиссии Совета Федерации по делам молодежи и выездного туризма, проходившем в Алтайском крае, финансирование деятельности Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм) по продвижению туристических проектов в 2010 году сокращено на 50%. В прошлом году расходы на работу по продвижению туризма в стране составляли 200 млн рублей, соответственно, в этом году всего 100 млн рублей. Для сравнения: средний объем бюджетных средств, выделяемых в европейских странах на продвижение своих туристических возможностей, составляет 31,7 млн евро в год.

    Правда, как считают специалисты, позитивные сдвиги в отрасли зависят не столько от нехватки денег, сколько от отсутствия реальной политики в этой сфере. Год назад туризм был провозглашен приоритетной отраслью экономики страны, однако никаких видимых принципиальных сдвигов в отношкнии к туризму пока не произошло.

    Тем не менее туристический бизнес России продолжает развиваться, и что особенно важно, на туризм всерьез обратили внимание регионы. На сегодняшний день в стране реализуются 45 региональных программ развития туризма, в стадии утверждения находятся 20 отраслевых стратегий и концепций.

    Финансовый кризис негативно сказался на отрасли. Но туристический рынок выдержал удар. Если в начале 2009 года выездной поток упал на 25-30%, то уже к августу ситуация стабилизировалась, а к к концу третьего квартала падение сократилось до 18%.

    Лидером по числу туристских прибытий остается Южный федеральный округ (16,2 млн человек в 2009 году, увеличение на 6,5%), в том числе Краснодарский край (13,1 млн чел. в 2009 году, увеличение на 2,5%).

    Кризис повлиял на структуру спроса. Главной тенденцией 2009 года эксперты называют рост числа самостоятельных туристов, путешественников, которые выбирали отдых выходного дня и короткие поездки в соседние регионы. Также выросло число автотуристов, дороговизна авиа- и железнодорожных билетов заставила россиян сменить самолет и поезд на автомобиль. По данным Ростуризма, доля автотуристов от общего турпотока составляет 5%, а в Краснодарском крае эта цифра возрастает до 30%.

    Россияне предпочитали отдых в более экономичных пансионатах и домах отдыха, некоторые выбирали проживание в частном секторе, который более гибко реагировал на спрос, снижая цены. По направлениям отдыха наибольшей популярностью пользовались экскурсионные маршруты по стране, речные круизы и оздоровительные поездки. Санатории и профилактории в большинстве регионов были загружены на 100 процентов.

    Между тем число организованных туристов, пользующихся услугами туроператоров для путешествий по России, по данным туроператорских компаний, в целом по рынку сократилось на 20%. Однако спрос на популярные российские курорты распределялся неравномерно.Как отмечает генеральный директор компании "Алеан" Илья Уманский, курорт Анапа в прошлом году чувствовал себя как в докризисные времена, то же можно сказать и о соседнем Геленджике.

    - Причины тому, - говорит Илья Уманский, - в том, что многие россияне, не смотря на сокращение доходов, стремились вывезти детей летом на море, а семейный отдых это значительный сегмент отечественного туристического рынка. Анапа - курорт удобный для детского отдыха. Неустраивает - рядом Геленджик.

    Что касается Сочи, то, несмотря на данные администрации города об увеличении сезонного потока на 4%, по мнению туроператоров, 2009 год был провальным. Высокие цены на размещение, не соответствующие качеству услуг, и дорогой перелет остановили туристов. В целом же представители бизнеса сходятся во мнении, что 2009 год мог бы быть удачным для российского туризма, если бы отечественные средства размещения и авиакомпании вели разумную ценовую и маркетинговую политику, как это сделали многие зарубежные страны массового туризма.

    О прогнозах на 2010 год относительно отдыха в России туроператоры говорят с "осторожным оптимизмом".

    - Объективных факторов для подъема внутреннего туризма в этом году я не вижу, - замечает Илья Уманский, - но экономика постепенно восстанавливается. Поэтому туристы поедут на наши курорты.

    Такого же мнения придерживается и заместитель генерального директора компании "Солвекс-Трэвэл" Людмила Сысойкина. По ее мнению, на проходившей в Анапе в феврале международной выставке-ярмарке "Анапа - самое яркое солнце России-2010" было заметно, что хотельеры учли печальный опыт прошлого года. Большинство представителей Краснодарского края не намерены поднимать цены в предстоящем сезоне, более того, некоторые идут по пути западного маркетинга, предоставляя различные бонусы и выгодные предложения.

    Что касается направлений выездного туризма, то, несмотря на общее падение спроса, связанное с кризисом, в целом туроператоры оценивают ситуацию позитивно. На некоторых массовых направлениях наблюдался значительный подъем. Например на египетском направлении. Так, по данным аналитической службы Ассоциации туроператов России, по итогам года в Египте отдохнули более 2 миллионов человек, прирост по сравнению с 2008 годом составил 11,5%. Поток туристов в Израиль увеличился на 13% (с учетом туристов-круизеров). Как считает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, причины успеха Египта - в сбалансированной ценовой политике российских туроператоров и оперативном реагировании египетских хотельеров на запросы российского рынка. По сообщению представительства в России и СНГ управления по туризму Таиланда, количество россиян, отдохнувших в Таиланде, в 2009 году увеличилось на 5%. Вырос поток туристов в Доминиканскую Республику, из европейских стран - в Швецию, Финляндию, Болгарию. При этом спрос на отдых во Франции, Испании и Италии сократился главным образом за счет тех, кто отказался от экскурсионных поездок.

    На сегодняшний день, по словам Майи Ломидзе, на всех направлениях выездного туризма наблюдается оживление. Рынок "разморозился", и с начала года ситуация со спросом сложилась характерная для этого времени года. По прогнозам исполнительного директора АТОР, на рынке выездного туризма сохранятся тенденции, характерные для прошлого года - стремление выбирать более дешевые, экономичные поездки и ориентироваться прежде всего на отдых. Наиболее пострадали от кризиса такие направления туризма, как экскурсионный и деловой. Падение спроса составило 30% и, по прогнозам экспертов, такая ситуация сохранится и в 2010 году, пока роста по этим направлениям не происходит.

    Не спешили в прошлом году приезжать в Россию и иностранные туристы. По данным Росстата, в 2009 году за 9 месяцев Россию посетили на 11% меньше иностранных граждан, чем в 2008 году.

    Однако в АТОР падение въездного туризма в 2009 году оценивают в 25-30%.

    Тем не менее в этом году уже наблюдаются положительные тенденции в ситуации с въездом иностранных туристов.

    Поделиться