В Госдуме поговорили о том, что мешает развитию яхтенного туризма в России

В конце февраля в Государственной Думе прошел "круглый стол", который был посвящен правовому регулированию плавания иностранных спортивных и прогулочных судов под флагами иностранных государств.

Дело в том, что сейчас в нашей стране действует чрезвычайно сложная процедура допуска иностранных судов по внутренним водным путям страны. Она регламентируется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, который был подписан девять лет назад. Согласно этому Кодексу, плавание внутри страны допускается только под флагом РФ. Если же иностранная яхта вознамерится пройти по нашим водным артериям, необходимо будет пройти все круги бюрократического ада. Требуется всего-навсего получить специальное распоряжение правительства РФ. Для этого сначала нужно обратиться в Министерство транспорта РФ, которое и готовит это самое распоряжение. Но чтобы согласовать этот документ, следует получить визы восьми министерств и ведомств. На это уйдет месяца три, не меньше. Поэтому, если вдруг и вознамерится какой-нибудь турист приплыть к нам, чтобы увидеть красоты России на фоне морских или речных просторов, ожидание разрешительных документов отобьет у него всякую охоту затевать это опасное предприятие.

Депутаты предлагают перейти от разрешительного порядка на право нахождения иностранных судов на территории России к уведомительной. Этому должно способствовать принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" и проекта федерального закона "О внесении изменения в часть 1 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации".

Во всем мире яхтенный туризм очень популярен, миллионы людей выбирают для отдыха и путешествий парусные суда. В России же, несмотря на имеющиеся обширные акватории, яхтенный и водный туризм развит крайне слабо. В то же время перспективы у нас для развития въездного яхтенного туризма, по оценкам специалистов, благоприятны. Так, по имеющимся оценкам, яхтенный флот в Скандинавских странах насчитывает более 500 тысяч судов, в Германии - более 100 тысяч судов, в Турции - более 80 тысяч судов.

Если бы мы могли привлечь в Россию даже 5% флота соседей, это позволит ежегодно иметь заход порядка 40-50 тысяч судов под флагами иностранных государств. По самым скромным экспертным оценкам, это эквивалентно порядка 200-250 млн евро ежегодных поступлений от яхтенного туризма.

Ежегодно Федерация парусного спорта получает порядка 5000 запросов от зарубежных спортивных федераций парусного спорта и частных любителей яхтинга на проход по внутренним водным путям и на участие в соревнованиях в Российской Федерации. К сожалению, практически ни одно из этих обращений не удалось удовлетворить из-за сложности процедуры получения разрешений на доступ во внутренние водные пути и запрет на каботаж. Так, в течение всего 2009 года в Российскую Федерацию зашло всего не более 20 спортивных судов под флагами иностранных государств.

Яхтенный туризм и в России набирает популярность. По оценкам экспертов, ежегодно россияне арендуют за рубежом порядка 20 тысяч спортивных и прогулочных судов на срок от одного дня до двух недель. При этом стоимость аренды судна может варьироваться от 4 тысяч евро до 8 тысяч евро за неделю в зависимости от класса судна. Только на аренду судов за рубежом ежегодно россиянами тратится не менее 100 млн евро. К этим расходам следует добавить также расходы российских туристов на пребывание за рубежом, покупку ГСМ, расходы на питание, проживание и проч. По оценкам ВФПС, данные расходы составляют еще порядка 90 млн евро ежегодно.

Таким образом, российские любители яхтинга ежегодно тратят за рубежом до 190 млн евро. При этом многие любители парусного спорта вынуждены ехать за границу, так как яхтенный туризм в России вообще не развит ввиду практического отсутствия чартерного флота, необходимой портовой инфраструктуры, высокой стоимости покупки и аренды прогулочных и спортивных судов.

На "круглом столе" специалисты высказывались за то, что упрощение процедуры доступа судов под флагами иностранных государств во внутренние морские воды и территориальное море России поспособствует и развитию не только яхтенной, но и туристической инфраструктуры на наиболее востребованных маршрутах и акваториях в стране. У регионов появится еще дополнительная возможность привлечь инвестиции, в том числе зарубежные, в строительство и модернизацию марин, яхтенных портов, отелей, ремонтных баз, развитие сети стоянок и хранения судов, заправочных комплексов, а в дальнейшем в их эксплуатацию и обслуживание.

Помимо привлечения зарубежных туристов при условии развития соответствующей инфраструктуры это также стимулирует возврат из-за рубежа части флота спортивных и прогулочных судов, принадлежащих российским собственникам.

Но главное, помимо "меркантильной" задачи пополнения федерального, региональных и муниципальных бюджетов мы смогли бы напомнить всему миру про имидж России как великой морской и спортивной державы.