К концу года будут определены источники финансирования организации высокоскоростного железнодорожного транспорта. По этим трассам можно развивать скорость более 300 километров в час.
Сегодня "РГ" публикует указ президента России "О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта". Документ дает старт официальным работам по организации высокоскоростного движения по железной дороге. До этого, пояснили "РГ" в минтрансе, даже отсутствовало нормативное определение высокоскоростного железнодорожного транспорта, не говоря уже о правовом регулировании. Теперь правительству поручено создать эту базу, утвердить техрегламент, который установит требования к безопасности как для производства высокоскоростных вагонов, так и для прокладки путей. В указе также определено, что высокоскоростным железнодорожным транспортом в России теперь считается движение поездов со скоростью свыше 200 км в час.
Также указ позволит разработать и другую нормативно-правовую базу для высокоскоростных магистралей и включить их в планирование территорий. В документе говорится, что местным органам власти рекомендовано оказывать содействие в реализации проектов создания высоко-скоростной железнодорожной инфраструктуры, в том числе в резервировании земли. А до конца года будут определены механизмы финансирования строительства таких дорог, условия выделения бюджетных денег и предоставления госгарантий.
В любом случае уже известно, что заказчиком при проектировании инфраструктуры будет акционерное общество "Российские железные дороги". В компании считают, что подписанный указ окажет хорошую поддержку развитию этому виду транспорта, учитывая, что высокоскоростное движение - один из важнейших пунктов развития железных дорог России. Появление такого сообщения позволит изменить всю национальную транспортную систему, создаст позитивные эффекты в транспортном машиностроении, считают в "РЖД". Но точных цифр по стоимости хотя бы одного километра высокоскоростной железнодорожной трассы в компании называть не стали. Но подтвердили, что прокладка высоко скоростных железнодорожных путей совсем не дешевое занятие.
Пока же первый высокоскоростной поезд "Сапсан" курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом по единой трассе. И хотя проведена реконструкция этого полотна, но развивать скорость до 250 км в час он может только на отдельных безлюдных участках. В "РЖД" подтвердили, что и для строительства выделенной железнодорожной ветки одним из перспективных направлений будет маршрут Москва - Санкт-Петербург. То есть планируется продолжить традицию "Сапсана". Как известно, компания уже рассматривала возможность сотрудничества с французским производителем высоко скоростных поездов, причем скорость их составов может достигать 360 км в час.
Другие страны также развивают высокоскоростные железнодорожные трассы. Существует проект движения между Лондоном и Эдинбургом стоимостью 45 миллиардов долларов. Протяженность магистрали 540 км. Это приблизительно столько же, сколько между Москвой и Санкт-Петербургом. На этом участке англичане предполагают запуск поездов, которые будут развивать скорость до 400 км в час, а время в пути составит два часа. Вообще такие же показатели по времени и по скоростям есть в планах по созданию скоростного движения от Москвы до Санкт-Петербурга.
Впрочем, строительство отдельной ветки - дело не нескольких месяцев. Поэтому пока будет развиваться движение до 250 км в час. Планируется запуск в этом году "Сапсана" между Москвой и Нижним Новгородом. Идет работа над скоростным движением между Санкт-Петербургом и Хельсинки.