Директор департамента кинематографии Минкультуры России Сергей Зернов предоставил "Российской газете" отчет о финансовом состоянии дел отечественной киноиндустрии за последние годы, фрагменты которого приводим ниже.
С уверенностью можно сказать, что рост кинопроизводства в нашей стране последние 15 лет был основан на прямой и косвенной государственной поддержке. Так за шесть лет с 1994 по 1999 года в России было произведено 183 полнометражных игровых фильма, из которых 79, то есть около половины, были создано при государственной финансовой поддержке. На протяжении 10 лет, с 2000 года по 2009 год, при государственной поддержке производилось примерно две трети всех выпускаемых игровых фильмов (584 из 855 наименований фильмов), при том, что общее количество ежегодно завершаемых фильмов, начиная с 2007 года, превысило 110 наименований. Такие показатели производства поставили Россию в число ведущих европейских кинематографий.
Устойчивая тенденция роста количества создаваемых кинофильмов наблюдалась в России начиная с 2000 года: с 48 картин в 2000 году (34 при государственной поддержке) до 114 картин в 2008 году. Доля российских фильмов в кассовых сборах выросла с 5,6% в 2002 году до 24%-26% в 2006 - 2009 годах. Не менее чем 2/3 всех фильмов, создаваемых при государственной поддержке, выходило в кинопрокат. Остальные фильмы могли напрямую выходить на DVD или на эфирном и кабельном телевидении.
В 2006 году была достигнута поставленная правительством еще в 2002 году задача увеличения числа выпускаемых игровых национальных фильмов до 100 наименований за год. Государство, оставаясь основным инвестором в киноотрасли примерно до 2008 года, поддерживало не только дебютные, детские и арт-проекты, но и крупнобюджетные отечественные фильмы, рассчитанные на широкую аудиторию.
Лидеры - мифы и реальность
В период с 2000 по 2005 гг. лидирующие позиции по производству полнометражных игровых картин сохраняли за собой 2 государственные киностудии: "Ленфильм" (21 фильм, из них 15 созданы при господдержке) и "Мосфильм" (14 фильмов, 7 из которых при господдержке). Среди частных продюсерских компаний следует отметить компанию "СТВ", которая произвела за эти 6 лет 20 полнометражных игровых картин, 9 из которых были созданы при государственной финансовой поддержке. Продюсерские кинокомпании "НТВ-Профит", "Слово" и "Централ Партнершип" произвели соответственно по 9, 7 и 6 картин.
В течение следующих 4-х лет в лидеры по объему производства стала компания "Централ Партнершип" (29 проектов, 13 из которых, то есть меньше половины, были созданы при господдер жке), а компании "СТВ" и "Профит" произвели за это время 14 и 7 картин соответственно.
Значительную роль в развитии киноотрасли с середины первого десятилетия нового века играют телевизионные и кинопрокатные компании. Первым стал "Первый канал", выпустивший в 2004 году при широчайшей медиаподдер жке "Ночной дозор". С 2005 года поддерживать кинопрокат фильмов стали телеканалы "СТС" и "Россия", с 2007 года - "НТВ", а с 2008-го - "ТНТ". Телеканал "Россия" с 2006 по 2009 гг. выпустил 13 полнометражных игровых картин, 8 из которых были под держаны государством, телеканал "СТС" выступил продюсером 8-ми кинопроектов, а "Первый канал" - 4-х кинофильмов.
В число успешных отечественных фильмов, окупающихся уже по результатам кинопроката на внутреннем рынке, попадают среднебюджетные молодежные комедии и мелодрамы. Наиболее показательны примеры фильмов "Жара" с бюджетом $1,5 млн, собравший в 2008 году около $15 млн, и "Ирония судьбы. Продолжение", валовые сборы которого вплотную приблизились к отметке $ 50 млн.
Однако к настоящему моменту всего около 20 отечественных фильмов смогли в кинопрокате собрать доходы, достаточные для окупаемости затрат на производство фильма (без учета затрат на продвижение и рекламу фильма). А вплоть до 2004 года на российском рынке кинопроката вообще не было "историй" коммерческого успеха крупнобюджетного.
Единственным коммерческим фильмом, окупившимся по результатам кинопроката, стал "Бумер" (2003), затраты на производство которого составили $ 0,7 млн, а кассовые сборы кинопроката - $1,65 млн при показе в 59 кинозалах. При этом окупаемости проекта удалось достичь за счет совмещения функций прокатной компании и продюсера и получения государственного финансирования на производство в размере $ 0,25 млн.
Если принимать в расчет общие вложения в кинопроизводство в период 2006 - 2009 годы, то только "Реал-Дакота" и "Первый канал" как продюсерские компании смогли обеспечить окупаемость своих проектов уже по итогам кинопроката на внутреннем рынке. Все остальные компании, лидирующие по объемам производства, оказались в минусе.
В конце прошедшего десятилетия сформировалась плеяда новых российских режиссеров и продюсеров. Алексей Герман младший, Алексей Попогребский, Николай Хомерики, Иван Вырыпаев, Анна Меликян, Кирилл Серебренников, Илья Хржановский и другие участвуют в международных фестивалях и достойно конкурируют с кинорежиссерами из других стран. Задачей государства в этом случае становится предоставление им возможности создавать новые фильмы, продвигая их затем на внутреннем рынке и за рубежом.
Кто пойдет в кино
По статистическим данным сборы кинопоказа в государствах с развивающейся кинематографией достигают суммы, эквивалентной $ 600 млн в расчете на 100 млн жителей, а в государствах с низким уровнем развития кинематографии - $ 230 млн на каждые 100 млн населения. Исходя из данных наблюдений, объем российского рынка кинопроката и кинопоказа в ближайшей перспективе должен составить около $900 млн. Причиной ограничений в росте емкости рынка является недостаточный личный доход населения большинства регионов России, отсутствие укоренившейся привычки частого посещения кинотеатров, а также ограниченное количество конкурентоспособных национальных фильмов, ориентированных на массового зрителя.
Количество посещений зрителями кинотеатров в России до 2015 года может возрасти до 300 млн в год, то есть примерно до 2 посещений на одного жителя. Однако это произойдет только при условии существенного расширения географии современных кинотеатров в России, поскольку более половины населения страны не охвачены кинопоказом.
Для обеспечения минимально необходимого присутствия российских фильмов на внутреннем и зарубежных рынках из 100 производимых фильмов должно продюсироваться не менее 50-ти автор ских и экспериментальных, дебютных и детских полнометражных игровых фильмов.
Также необходима разработка единой модели государственного регулирования кинематографии, основанной на уже существующем богатейшем зарубежном опыте. Модель государственного регулирования должна включить в себя не только законодательные инициативы по улучшению инвестиционного климата в отрасли и приведению законодательства в соответствие с лучшей международной практикой, но и комплексные шаги по повышению эффективности государственной политики по разным направлениям.