Москва и Вашингтон измерили градус российско-американских отношений

Будущее нового договора о стратегических наступательных вооружениях и ближневосточное урегулирование обсудила госсекретарь США Хиллари Клинтон в ходе двухдневного визита в российскую столицу.

Переговоры с президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным показали, что даже для такого некогда стойкого критика России очевидна необходимость потепления политического и экономического климата отношений двух держав.

Встреча Медведева и Клинтон в Барвихе была полностью закрыта для прессы. Содержание беседы пересказали присутствовавший на переговорах министр иностранных дел Сергей Лавров и сама госсекретарь на пресс-конференции.

- Президент подчеркнул, что нам удалось за минувший год осуществить реальную перезагрузку и остановить ту деградацию в отношениях, которая наблюдалась до прихода к власти администрации Обамы, нам удалось обеспечить беспрецедентную интенсивность контактов на всех уровнях власти, - заявил Лавров.

По его словам, встреча подтвердила, что российско-американские отношения "находятся на подъеме, обрели новую динамику, новую тональность и выходят на новое качество". И сегодня они "характеризуются честностью, открытостью, соблюдением всех достигнутых договоренностей, не скупился на похвалу министр.

- Мое личное впечатление, что перезагрузка действительно удалась. Самое главное, чтобы мы не останавливались в нашем движении вперед. Визит Хиллари Клинтон можно назвать дозаправкой в воздухе, - перешел с дипломатического языка на метафорический Сергей Лавров.

"Перезагрузка" наших отношений была успешной, - согласилась Клинтон. - Сейчас нам нужно наращивать те взаимоотношения, которые были начаты между нашими двумя президентами, и расширять их на наше правительство". "Наши взаимоотношения - не только между правительствами, но все больше и больше между народами", - добавила она.

Глава российского МИДа рассказал, что Медведев остался доволен тем, как переговорщики выполняют указания двух президентов по договору об СНВ: "Надеемся, что в ближайшее время выйдем на подписание". На вопрос о том, когда и где это произойдет, ни Клинтон, ни Лавров не нашли ответа. Но в правительстве уточняют, что речь идет о Европе, а подписание планируется до саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. Источники в делегации не исключают, что документ может появиться на свет в столице Чехии.

Стоит напомнить, что новый договор об СНВ обсуждается с лета 2009 года. Действие старого документа закончилось еще в декабре. Но переговоры затянулись: по утверждениям сторон, остались технические детали, которые заверяют уже в течение не одного месяца. В апреле прошлого года, впервые встретившись тет-а-тет, Медведев и Обама одобрили ряд заявлений, в которых была отмечена связь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями. "Президенты поручили делегациям принять это во внимание. То, что делают наши делегации в Женеве, отражает в том числе и это поручение президентов", - напомнил Лавров.

Любопытно, что переводчик счел фразу слишком длинной и сократил ее, не сообщив англоязычным участникам пресс-конференции то, что это именно президенты указали делегациям на наличие связи между СНВ и ПРО.

И Лавров тут же его поправил. "Хочу, чтобы меня переводили буквально", - объяснил он. Министр также хотел, чтобы и американского госсекретаря переводили буквально. "Мы очень довольны прогрессом, но сейчас не будем предвкушать", - транслировал отклик Клинтон переводчик. "Предвкушать будем, а предрешать не будем", - вновь вмешался глава МИДа.

Ситуация начала становиться забавной.

- Я не говорю на двух языках, поэтому вы можете говорить что угодно, а я буду соглашаться, - улыбнулась Лаврову Клинтон.

Помимо СНВ у России и США есть еще одна очень важная тема для разговора - Иран. "Мы внимательно следим за информацией, - сказал Лавров. - Но полагаемся не на расследования журналистов или политологов, а на профессиональную оценку МАГАТЭ". А недавний доклад, который представил гендиректор этой организации, убежден российский министр, "содержит очень четкие оценки, не дающие повода для какой-либо паники". "Это отнюдь не означает, что мы удовлетворены тем, как действует Иран", - оговорился он. "Мы продолжаем вместе с другими странами работать с Ираном с тем, чтобы добиться от него конструктивного ответа. Мы не исключаем, что может понадобиться и вновь работа в Совете Безопасности", - заключил Лавров.

- Как сказал президент, санкции редко работают, но может наступить ситуация, когда они могут оказаться неизбежными, - согласился Лавров. - И мы не исключаем, что такая ситуация может возникнуть в отношении Ирана. Но санкции должны быть "умные". То есть "не агрессивные, не парализующие, не имеющие негативного гуманитарного воздействия на иранское население, а должны быть направлены на тех, от кого зависят усилия по налаживанию отношений с международным сообществом".

Разговор госсекретаря США с премьер-министром Владимиром Путиным в Ново-Огареве получился не менее содержательным. Путин также говорил о потеплении российско-американских отношений, правда, содержательная их часть, по мнению премьера, нуждается в кардинальных переменах.

Протокольную часть глава правительства по традиции начал с товарооборота, который в прошлом году снизился больше чем в два раза (с 36 до 16 млрд долларов). "Хотя возможности очень большие", - намекнул Путин, напомнив, что до сих пор не отменена поправка Джексона-Вэника и ряд российских компаний находятся под санкциями. Он заверил Клинтон, что Москва готова более активно сотрудничать с Конгрессом. Но и российские компании должны получить сигнал, что они нужны на американском рынке. Сегодня США на 8-м месте по объему накопленных инвестиций в Россию. "Это немного, - удрученно заметил Путин. - Мы поговорим о том, что еще можно сделать".

А сделать можно многое. Например, продвинуть вперед вступление России в ВТО. "Мы ведем переговоры уже 17 лет, - сказал премьер. - Осталось всего три вопроса, и мы все время ходим по этому треугольнику". Клинтон заметила, что США "преданы делу вступления России в ВТО": "На переговорах с президентом России мы обсуждали, что еще можно сделать для этого".

Эта двухчасовая встреча также была закрытой для прессы и о ее итогах рассказал замглавы аппарата правительства РФ Юрий Ушаков. "У Клинтон была идея, чтобы совместно проинвентаризировать озабоченности, которые стороны имеют друг к другу, в контексте двустороннего сотрудничества в экономической сфере, и затем, когда этот перечень озабоченностей будет сформирован... легче их снимать с той и с другой стороны", - пересказал он своими словами беседу.

Естественно, речь зашла и о российских соседях - Украине и Грузии. Как позже рассказал Ушаков, Путин "очень интересные мысли высказывал, интересные яркие слова употреблял". А Клинтон "выслушала с интересом". Но больше всего госсекретаря заинтересовали мысли российского премьера по ПРО. Он поведал ей, как шел диалог с Бушем-старшим в 2007 году, и спрогнозировал, что бы произошло, если бы Россия, США и Европа реально работали бы вместе по этой проблеме. Еще Путин долго рассказывал визави о российских программах по защите тигров и леопардов, что также вызвало восхищение Клинтон.

Кстати

Президент утвердил Основы госполитики развития оборонно-промышленного комплекса. На встрече с вице-премьером Сергеем Ивановым он попросил уточнить приоритеты. По мнению Иванова, в ближайшие 3-4 года надо сконцентрироваться на радиоэлектронном комплексе.