23.03.2010 00:45
    Поделиться

    РСПП представил проект модернизации банковского регулирования

    Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) вынес на публичное обсуждение проект модернизации банковского регулирования и надзора, который является составной частью более широкого проекта - модернизации финансовой системы России. Подробности "РБГ" узнала у исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева.

    - Почему именно сейчас необходимо совершенствовать банковское регулирование и надзор? Ведь на первый взгляд Банк России успешно справился с острой фазой кризиса.

    - Конечно, справился. Мы поддерживали и поддерживаем действия прямого реагирования на события в условиях кризиса, поддержку банковского сектора со стороны регулятора. Но финансовый кризис выявил и слабые места финансового регулирования. Практически в одночасье кризисных проявлений первой волны по осени 2008 года и в начале 2009 года, когда целый ряд крупных банков потеряли свою устойчивость, фактически стали банкротами. Это говорит о том, что несвоевременно принимались меры по надзорному реагированию за поведением этих банков, которые оказались в сложной ситуации. Целью совершенствования модернизации надзора должно быть качество эффективности надзорной деятельности. Этим мы добьемся долгосрочной стабильности финансового рынка в целом.

    - Что надо сделать в первую очередь в этом направлении?

    - Мы предложили совершенствовать содержание надзора, которое затрагивает экономическую природу регулирования, а также организационно-управленческие новации, призванные повысить качество института регулирования. В РСПП была дискуссия по поводу более тесного координирования, в целом не только банковского, но и финансового рынка. Вносились предложения по созданию такого регулятора на базе Банка России. Но эта идея не получила поддержки, считают, что не нужно создавать никаких нагромождений, надо идти по пути усиления координации на финансовом рынке. Для этой цели на уровне Совета по развитию финансового рынка при президенте РФ необходимо создать структуру, которая координировала бы в целом финансовый рынок, в том числе представителей всех регуляторов, как страхового рынка, так и ФСФР, Центрального банка и других органов.

    - Значит, еще одна организация?

    - Нет, работать будут на общественных началах. В принципе решение о создании некой вневедомственной рабочей группы в рамках Совета по развитию финансового рынка уже принято.

    Более того, нас приятно удивила новость, что при министерстве финансов будет создаваться Общественный совет из представителей органов власти и общественных бизнес-объединений, в том числе представителей банковских ассоциаций. Это очень хорошая новация, которую рынок поддержал.

    - И какие задачи будут у этого совета?

    - Трудно сказать, это нужно спрашивать у чиновников минфина. Пока мы услышали лишь заявление. Надеемся, что с учетом статуса самого Общественного совета приглашения поработать там ведущих экспертов, представителей органов власти и объединений бизнеса будут рассматриваться достаточно серьезные вопросы, связанные с денежно-кредитной политикой. Я думаю, обсудят и законодательное, нормативное обеспечение, укрепление финансовой политики, в том числе и вопросы регулирования рынка.

    - А что это за макропруденциальный надзор, о котором вы часто говорите в последнее время?

    - Есть такой в международной практике. Центральному банку надо больше внимания уделять проблеме макрорегулирования. Не только фокусировать внимание на работе с конкретными банками, их финансовой устойчивости, но и мониторить ситуацию на всем финансовом рынке, в экономике страны и на этой основе формировать предложения по обеспечению общей стабильности на рынке.

    Отсюда - долгосрочная стабильность всего сектора.

    - По поводу повышения эффективности регулирования Банка России вами также предлагалась масса предписаний и санкций?

    - Мы говорили о некоей централизации надзора. В том числе и о том, что Главной инспекции Центрального банка надо предоставить полномочия для ведения централизованной работы. С тем чтобы достичь больше объективности и своевременно реагировать на события в том или ином кредитном учреждении. Сейчас и территориальные учреждения обладают такими полномочиями, и центральный аппарат. Мы считаем, что нужно сосредоточить все рычаги в Главной инспекции в том числе для целей стандартизации инспекционных проверок и предписаний.

    Кроме того, необходимо усилить надзор за системообразующими банками - крупными федеральными, многофилиальными. Как раз от их поведения зависит

    устойчивость самого рынка. Для крупнейших банков может быть применено специальное банковское регулирование. Если кредитная организация удовлетворяет определенным признакам, Банк России может отнести ее к системно значимым институтам. Особые пруденциальные требования могут затронуть обязательные экономические нормативы. Кроме того, особое внимание должно уделяться показателям качества активов и рыночным рискам. Введение норм целесообразно увязать с качественным усилением надзора за такими банками со стороны Банка России, предъявлением к ним более высоких требований к раскрытию информации. Наконец, последний штрих к регулированию системообразующих банков - публичное обращение их акций. Это позволит частично изменить структуру собственности, повысить эффективность корпоративного управления, сформировать рынок банковских акций и увеличить капитализацию банков, а также улучшить макроэкономические результаты деятельности банков.

    Конечно, крупные, системообразующие банки очень сильно подвержены некой политической составляющей. Некоторые банкиры рассуждают так: если ты не имеешь влиятельных сил, к тебе могут применить одни санкции, которые не последуют за крупным игроком, потому что с ним никто не захочет связываться. Мы считаем, что нужно, чтобы у Центрального банка была политическая воля предъявлять общие требования как регулятора ко всем учреждениям, независимо от их размера и влиятельных покровителей.

    - Вы обсуждали концепцию динамического резервирования. Это что-то новое?

    - Динамические резервы представляют собой общие резервы на возможные потери по финансовым активам, величина которых отражает фазы экономического цикла. Резервирование нужно осуществлять в так называемые тучные времена, когда имеются благоприятные экономические условия, есть прибыль. Сани готовь летом. Зима приходит, в данном случае кризис, и надо, чтобы не было неожиданности, чтобы была некая подушка безопасности, которая позволяла бы в этих условиях банкам быть самодостаточными, а не полагаться только на скорую помощь государства.

    - То есть каждый банк должен позаботиться о себе? Или Банк России должен дать "указивку"?

    - Это должны быть разработанные требования. Пока это всего лишь предложение, которое обсуждается.

    - Чтобы банки в случае чего с протянутой рукой не стояли.

    - Совершенно верно. И тем самым обеспечивали так называемую общую стабильность на рынке. В том числе в условиях турбулентности, в условиях кризиса. Каждый банк должен заботиться о собственном благополучии самостоятельно. Как вариант может рассматриваться принцип добровольности.

    - Рассматриваете ли вы вопрос о страховании корпоративных кредитов?

    - Поддержки это не получило. Слишком большое отвлечение средств. Банки на это не пойдут. Сумма отчислений, которые сейчас сделали банки в Агентство по страхованию вкладов составляет 100 миллиардов рублей. А для страхования корпоративных кредитов понадобится как минимум 400 миллиардов. Конечно же, цена вопроса очень высока. И это предложение в принципе не получило поддержки. При этом страхование кредитов для малого бизнеса обсуждается.

    Поделиться