16 апреля в петербургском Театре-фестивале "Балтийский дом" состоится премьера спектакля "Молот ведьм" в постановке известного кинорежиссера Владимира Бортко.
Уже готовы афиши, на которых написано: "От создателя фильмов "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита", "Идиот", "Тарас Бульба". Как в кино.
Владимир Бортко признается, что большая сцена "Балтийского дома" идеальна для его постановки. В спектакле участвуют актеры "Балтийского дома", а также других театров. Народные артисты России Борис Соколов и Ефим Каменецкий, например, работают в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской. Медийных лиц, кинозвезд нет. Устраивали кастинг, как в кино.
Режиссеру помогают ленфильмовские художники Владимир Светозаров, Марина Николаева, обладатели премии "Золотой орел" за работу в фильме "Тарас Бульба". Для них создание театральных декораций не новое дело, в багаже более десяти оформленных спектаклей и восемь из них - в "Балтийском доме".
"Независимый театральный проект", как именуют "Молот ведьм", стал возможен благодаря продюсеру Александру Колосницыну. "Обычно к бизнесменам приходят за спонсорской помощью, - рассказал он. - Я сначала не поверил, что знаменитый режиссер Владимир Бортко решил ставить спектакль на свои деньги. Поэтому с удовольствием предложил ему свою поддержку. Мы осуществляем проект вдвоем. Я, кстати, творческим бизнесом занимаюсь впервые".
Еще в 1972 году Бортко, когда был студентом, прочитал знаменитый трактат по демонологии Malleus malificarum, написанный двумя немецкими монахами-доминиканцами в конце XV века. Книга заинтересовала его настолько, что он решил снять фильм. Спустя несколько лет режиссер обратился к своему другу, известному драматургу Александру Червинскому (фильм "Блондинка за углом" - их совместное детище) с просьбой написать сценарий. Разразившийся кризис помешал снять фильм, нужных 10 миллионов евро не нашли. Но эта идея, по словам Бортко, становилась для него актуальнее и интереснее. Сценарий, уже вдвоем, переделали в пьесу "Ганс и Гретхен" и решили перенести на театральную сцену, поскольку снова грянул кризис и опять нет денег на кино.
В 1993 году Владимир Бортко уже ставил спектакль "Царь Эдип" в петербургском Эрмитажном театре. Большой разницы между режиссером кино и театра он не видит. "Когда я учил своих студентов, то они обязательно готовили одну работу на пленке, другую - на сцене. Меня так воспитывали в театральном институте. Иначе как научиться обращаться с актерами? Я не сказал бы, что мне в театре некомфортно. Мне интересно использовать приемы театральной режиссуры, элементы которой есть в любом моем фильме".
На постоянные вопросы "Будут ли продолжены театральные "опыты"?" и "А как же кино?" Бортко отвечает: "Если "Молот ведьм" получится, тогда имеет смысл продолжить работу в театре, потому что она мне очень нравится. Директор Михайловского театра Владимир Кехман приглашал меня на постановку "Руслана и Людмилы". Что касается кино, у меня есть большой, интересный проект - "Петр Первый". Женитьба царя, его последние дни. Но это очень дорого..."
Владимир Светозаров, народный художник России: Мы с Бортко работаем вместе давно, поэтому хорошо понимаем друг друга. Разговор был коротким. "Я не хочу унылого, скучного театра, где стоит одна установка на весь спектакль и ничего не меняется. Хочу буквально эстрадное представление", - сказал он. Решили сделать два больших экрана, на которых будут появляться картины, обозначающие место действия. Посередине будет стоять знаменитый готический собор, он должен быть "в лесах", в финале они с грохотом упадут. Все это требует сложной технической разработки. Одни знаковые детали реквизита будут выезжать на сцену, другие будут выносить (настоящий печатный станок для мастерской, кресло для пыток).