Завтра в Москве открывается ежегодный Всероссийский форум-выставка "Госзаказ-2010". Форум проводится Министерством экономического развития РФ совместно с Межрегиональной общественной организацией "Московская ассоциация предпринимателей".
Впервые отдельной темой форума станет создание электронных площадок для проведения открытых аукционов и торгов. Напомним, что в этом году вступил в силу ряд поправок в 94-й закон о госзакупках, и, пожалуй, самым существенным является то, что с 1 июля этого года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - все региональные и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. На сегодняшний день правительство РФ отобрало для этих целей пять электронных площадок: ОАО "Единая электронная торговая площадка", "ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ЗАО "Сбербанк-АСТ", ООО "Индексное агентство РТС" и ЗАО "ММВБ - Информационные технологии".
Комментируя "РГ" новое в законодательстве о госзакупках, начальник управления по контролю за размещением госзаказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев сообщил, что на первом этапе реформы системы госзаказа, когда упор был сделан на аукционы, снижение цен по сравнению с конкурсами было в среднем на 20 процентов, хотя иногда цены падали и на 90 процентов. За три года экономия средств по всем бюджетам (включая муниципальные) составила более 500 миллиардов рублей. При реализации второго этапа реформы, когда 80 процентов госзаказа будет размещаться на электронных площадках, предполагаемая экономия должна составить не менее 1 триллиона рублей. Весь объем государственного и муниципального заказа на текущий год оценивается примерно в 5 триллионов рублей.
Какие есть основания для подобных прогнозов?
Во-первых, с точки зрения ФАС, важно не расширять неоправданно количество электронных площадок. Например, исключены площадки губернаторов, чтобы уберечь последних от соблазна использовать административное давление и манипулирования результатами торгов.
Второе - анонимность участия в торгах. "Порядок проведения электронных торгов позволяет не раскрывать наименования компаний-производителей на предварительном этапе проведения электронного аукциона, - пояснил Михаил Евраев. - Это обеспечивает объективность и максимальную прозрачность".
Кроме того, сокращаются трудовые и финансовые затраты как государственных заказчиков, так и участников аукционов. "В частности, вводится бинарная система, которая позволит участникам избежать составления полного описания товара или услуги, если он (она) полностью соответствует требованиям заказчика. В этом случае достаточно ограничиться простым подтверждением", - поясняет представитель ФАС. Раньше участникам приходилось фактически заново переписывать документацию.
Еще одно нововведение касается проблемы незаконного использования латинских букв в наименовании заказа. Теперь, если система обнаружит неизвестное ей слово, лот будет автоматически направлен на проверку. Михаил Евраев предупреждает: последствиями неправильного написания наименования заказа могут стать аннулирование заказа, санкции в соответствии с административным кодексом, передача информации в правоохранительные органы.