Американская реформа здравоохранения еще раз подтверждает банальную истину: качественная медицина - это дорого.
Медицинский страховой полис для 35 миллионов американцев, сегодня его не имеющих, обойдется налогоплательщикам США почти в триллион долларов за 10 лет. Или - в расчете на одного гражданина - порядка 3 тысяч долларов в год. Этот математический опыт может пригодиться и нам - когда мы будем считать, сколько должно стоить наше родное здравоохранение.
В США, где государственное медицинское страхование существовало только для очень ограниченного количества граждан (пенсионеры и часть неимущих семей), несколько десятков миллионов человек вообще не имеют медицинской страховки. В результате ежегодно 18 тысяч американцев умирало только от того, что не имело возможности обратиться к врачу.
О необходимости изменить такое положение вещей говорилось в течение последних десяти лет очень много. Правда, какой ценой заплатят за реформу американцы, пока не ясно: полисы 35 миллионов безработных и низкооплачиваемых будут финансировать отчасти богатые американцы (их полисы станут дороже), а отчасти - все налогоплательщики (в той части расходов, которые лягут на бюджет).
- Современное "дефективное" американское здравоохранение благодаря реформе Обамы двигается к более гуманной европейской модели, - считает руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Сугубо частное страхование, рассчитанное на платежеспособных граждан, дополняется государственным. Но одновременно у меня, например, возникают опасения, как реформа скажется на развитии медицины. Большинство новинок и по лекарствам, и по медицинским технологиям - рождается именно в США. И уже затем перенимается другими странами. Как будет с техническим прогрессом дальше, после реформы?
Действительно, в большинстве европейских стран государство активно финансирует оказание медицинской помощи. Модели разные. Великобритания - классический пример государственной медицины, финансируемой за счет бюджета страны. Причем медицины эффективной, когда каждый гражданин вне зависимости от уровня своих доходов получает своевременное и качественное лечение. По тому же "социалистическому" принципу выстроено здравоохранение в Швеции, Финляндии, других скандинавских странах. Правда, "расплата" за бесплатное лечение всех граждан без исключения - очень высокие социальные налоги.
В Германии, где система здравоохранения одна из лучших в Европе (да и в мире), за базу взят иной страховой принцип. Оплачивают лечение так называемые больничные кассы, их очень много, и работают они по разным стандартам. Работник имеет право выбора - какую именно страховку оплачивать и услугами какой кассы пользоваться.
При этом и в Англии, и в Германии любой человек имеет возможность приобрести и дополнительную медицинскую страховку. Ведь в рамки госстандартов вписываются не все медицинские услуги. "В Германии, например, доля дополнительного медстрахования в общем объеме занимает не более 8 процентов, то есть абсолютное большинство населения вполне удовлетворено качеством лечения, получаемого по обязательной страховке", - рассказала "РГ" доцент кафедры управления здравоохранением ММА им. Сеченова Елена Вольская.
В нашей стране - смешанная система финансирования здравоохранения. С одной стороны, действует принцип обязательного медицинского страхования (за работника платит работодатель, за детей и пенсионеров - региональный бюджет). С другой, практически все государственные медучреждения до сих пор получают прямые вливания из бюджета, и расходы эти в последние годы возросли многократно.
С этого года произошли изменения в системе медстрахования: вместо налога работодатели платят за своих работников страховые взносы. С 2011 года их ставка вырастет с 3,1 до 5,1 процента - более чем в полтора раза, что позволит улучшить финансирование поликлиник и больниц.
Пока же расходы на одного "среднего" больного у нас остаются очень низкими: в 2009 году на одного застрахованного приходилось 3 тыс. руб. в год. А доля средств, направляемых из бюджетов всех уровней на здравоохранение, - примерно 3,3 процента российского ВВП. Европейский уровень - 7,2 процента. А США даже сейчас, до реформы, имеют самые высокие расходы на медицину - порядка 14 проц. от ВВП.
Но дело не только в деньгах (хотя это - один из главных вопросов). Главное отличие российской системы от большинства принятых в Европе - у нас в систему ОМС не входит лекарственное обеспечение (кроме госпитального сектора). Исключение сделано только для инвалидов, а также больных некоторыми, наиболее тяжелыми и социально значимыми заболеваниями. Кроме того, перечень услуг, которые пациент должен гарантированно получить бесплатно, в России серьезно уступает европейскому уровню.
Если же говорить о российском добровольном медицинском страховании, когда человек лично или его предприятие приобретает для него дополнительную медицинскую страховку, то, по большому счету, это никакое не страхование. Наши страховые организации выступают в роли неких "касс", продающих медицинские полисы. Пациент как бы авансирует оплату лечения будущих болезней. А страховщик затем производит оплату медицинских услуг по мере их получения пациентом. Никаких стимулов у страховщика проверить качество лечения, обоснованность проведенной диагностики при такой схеме нет. Именно поэтому в наших частных клиниках часты случаи так называемой "избыточной диагностики" (когда пациенту назначают дорогостоящие исследования, без которых можно обойтись), не говоря уже о прямых преступлениях, когда человеку ставится ложный диагноз, а затем его "успешно" излечивают.
Удастся ли вылечить эти "болячки" российской системы с помощью реформы ОМС? Сможем ли мы обеспечить нашу медицину достаточным количеством денег? Предложения по реформированию сегодня готовит минздравсоцразвития - скоро мы узнаем ответы на все эти вопросы.