Если в докризисные времена столица вводила в строй по четыре-шесть новых станций метро ежегодно, то в минувшем году были введены всего три, а в этом ожидается и вовсе две.
Понимая, что, несмотря на финансовые трудности, столице без подземки не обойтись, мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о проектировании 13 новых станций. Проектная документация на них должна появиться в течение ближайших трех лет.
Заблаговременная подготовка документации позволит Москве, не теряя времени, заняться стройкой, как только у нее появятся на это деньги. Как пояснил "РГ" руководитель пресс-службы столичной подземки Павел Сухарников, большинство станций, о которых идет речь, уже стояли в планах города, а на некоторые, такие как "Сухаревская" и "Технопарк", есть и проекты, так как пустить их собирались еще в прошлом году.
- А станция "Спартак", расположенная между станциями "Щукинская" и "Тушинская", даже построена, но пока она вынуждена играть роль резервной. Ее не пустили потому, что стоит она посреди поля, куда ездить некому, - пояснил Сухарников. - Ее строили с расчетом на ввод в строй стадиона "Спартак", но из-за кризиса и эта стройка затормозилась.
Начнется после 2012 года строительство продолжения Калининской линии метро, которая в будущем должна превратиться в Калининско-Солнцевскую. Нынешняя "желтая" ветка будет продлена на восток от станции "Новогиреево" до станций "Новокосино" и "Кожухово". В другую сторону линия пройдет от нынешней "Третьяковской" к улице Остоженка, где появится одноименная станция метро - "Остоженка", или по одному из вариантов "Волхонка". Затем линия дойдет до "Делового центра", где появится пересадочный узел и пойдет на запад в район Ново-Переделкино. На этом пути предполагается построить еще три станции - "Раменки", "Боровское шоссе" и "Ново-Переделкино".
Другая ветка от станции "Деловой центр" пойдет в сторону Ходынского поля, где среди жилого массива возведут станцию метро с аналогичным названием, и дальше линия дойдет до нынешней станции "Савеловская", которая со временем может быть переименована в "Нижнюю Масловку". На севере города, как ранее и планировалось, станция "Петровско-Разумовская" станет пересадочной станцией двух веток подземки - Серпуховско-Тимирязевской, на которой она и находится, и Люблинско-Дмитровской. Светло-зеленая ветка продлится с нынешней конечной "Трубной" до кольцевой станции "Суворовская" и далее - к принимаемым в этом году "Марьиной Рощи" и "Достоевской". За "Петровско-Разумовской" будут построены станции "Верхние Лихоборы", "Селигерская" и "Юбилейная".
После 2012 года также запланировано продлить на одну станцию Замоскворецкую ветку и после нынешней конечной станции "Красногвардейская" построить "Братеево". Возможно, реализуется проект по соединению "рыжей" и "серой" ветки подземки от станции "Новоясеневская" (нынешний "Битцевский парк") до станции "Улица Старокачаловская". Будет продлена и нынешняя Арбатско-Покровская ветка: после станции "Митино" планируется построить "Пятницкую" и разработать документацию на 25-километровый путь до Зеленограда.
В общей сложности длина новых метрополитеновских магистралей, без учета дороги до Зеленограда, превысит 40 километров. Для сравнения: сейчас протяженность 12 столичных линий подземки вместе с Бутовской линией легкого метро составляет почти 299 километров. Как пояснили "РГ" в городской администрации, названия станций пока предварительные, окончательное слово - за специальной комиссией при правительстве Москвы.
Для большего удобства пассажиров на перегруженных станциях власти обещают построить дополнительные выходы. Так, второй выход должен появиться у станций метро "Бауманская", "Комсомольская", "Парк Победы" и "Парк культуры". А на наиболее забитой из-за близости трех вокзалов "Комсомольской" предполагается создать даже два новых выхода и два вестибюля.
Напомним, что в 2010 году должны открыться две новые станции на севере Люблинско-Дмитровской линии - "Достоевская" и "Марьина Роща". В планах будущего года - три станции на юге этой же ветки - "Борисово", "Шипиловская" и "Зябликово".