Мойвенная путина-2010 стартовала в Заполярье на две недели раньше, чем в прошлом году. На начало весны российские промысловики освоили менее половины своей квоты (из 115 всего 46 тысяч тонн).
В том числе улов предприятий Мурманской области составил 25 тысяч тонн. Однако норвежские рыбаки, которые на этот раз вышли в Баренцево море позднее российских коллег, добыли уже 97,5 тысячи тонн.
Отличие нынешнего сезона еще и в том, что мойва не создает значимых промысловых скоплений в экономической зоне РФ. В настоящее время охота за косяками ведется в Норвежском желобе, банках Нордкинской, Сере и Фуле. Там сейчас находится 12-15 российских траулеров. В "родной" зоне, в северной части Рыбачьей банки, работают 8-10 судов Северного и Западного бассейнов.
Как говорят специалисты, в этом году рыба хорошего качества - средний размер составляет 15 сантиметров. Доля маломерной рыбы не превышает 2-3 процентов. Среднесуточный улов - 70 тонн на единицу флота. Такие данные на селекторном совещании в Баренцево-Беломорском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) привел руководитель морского оперативного штаба мойвенной путины Андрей Ревякин.
Как бы то ни было, несмотря на "клев", многие компании сворачивают путину. Основная причина - отсутствие спроса. Например, Мурманский траловый флот (МТФ) выловил 7 тысяч тонн. В том числе "Капитан Телов" - 2,3 тысячи. Реализовать удалось только 300 тонн.
"Проблемы обеспечения флота сырьевой базой до конца путины могут появиться, но они решаемы и гораздо менее тревожат рыбаков, чем нерешенные вопросы сбыта мойвы, особенно в условиях отсутствия отраслевой системы сбыта рыбопродукции", - констатирует председатель Координационного совета ассоциаций и объединений рыбной промышленности Северного бассейна (КС "Севрыба") Вячеслав Зиланов.
Тем не менее до сих пор не решен вопрос с разрешением перегрузки рыбы в естественных укрытиях. "На сегодня мы, пожалуй, единственная страна в мире, которая своим судам фактически запрещает проводить грузовые операции в своих же территориальных водах! Это неправильно с экономической точки зрения и вообще с позиции здравого смысла", - считает председатель комитета рыбохозяйственного комплекса правительства Мурманской области Сергей Балябо.
По его словам, все суда с грузом мойвы так или иначе оказываются либо в Мурманске, либо в своих портах приписки - Калининграде и Санкт-Петербурге. Браконьерство на мойвенной путине исключено хотя бы в силу отсутствия особого экономического интереса к данному объекту промысла со стороны предпринимателей, не говоря уже об иностранных перекупщиках.
Что касается розничных цен на народный продукт, то чем дальше от Мурманска, тем они, естественно, выше. В Кольском районе килограмм стоит 20 рублей. В Печенге и Кандалакше - 50. В Кировске и Апатитах - от 30 до 60. Срок реализации "охлажденки" составляет всего 48 часов. Затем ее приходится замораживать, а значит, менять ценник.
Есть у заполярной мойвы и более прибыльные "соперники". Среди них - сельдь, путассу. К тому же портовые холодильники до сих пор забиты февральской треской и пикшей. Улов по этим видам рыбы оказался вдвое больше, чем прогнозировалось.