К бизнесу надо приучать с детства. В школах - ввести курс основ предпринимательской деятельности. А в вузах - основы коммерциализации идей и изобретений.
С такими предложениями выступит сегодня Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" на инновационном форуме "Конкурируя за будущее сегодня".
На него приедут предприниматели из 80 регионов России, лидеры 123 отраслевых организаций, представители научных и промышленных кругов и зарубежных компаний. Глава "ОПОРЫ", организатор форума Сергей Борисов рассказал корреспонденту "РГ", какие еще идеи сегодня предложат предприниматели власти и своим коллегам из крупного бизнеса.
Российская газета: Сергей Ренатович, почему для форума выбрана именно тема инноваций? Ведь в структуре малого и среднего бизнеса России такие компании занимают всего 1,5 процента.
Сергей Борисов: В этом-то и проблема. В развитых странах таких компаний около 40 процентов. Нам нужен рост малых инновационных предприятий в 3-4 раза. Это корреспондируется и с более глобальной задачей, поставленной президентом России по увеличению числа занятых в малом бизнесе до 60 процентов к 2020 году.
Основа инновационного развития - конкуренция. Практически все фирмы мотивированы быть лучшими, искать новые решения для своего бизнеса, инструменты конкурентной борьбы. Свое веское слово в этом должен сказать малый инновационный бизнес. Мировая практика знает множество примеров, когда рожденные им идеи с размахом воплощались в жизнь крупными промышленными гигантами.
РГ: Для развития инновационных предприятий нужна питательная среда, инфраструктура поддержки - бизнес-инкубаторы, промышленные парки, спрос со стороны "капитанов" большого бизнеса. Есть такие примеры сегодня в России?
Борисов: На всю страну есть только один - при КАМАЗе. Руководству автозавода при поддержке правительства Татарстана удается в первом приближении сформировать систему поставщиков. И это, кстати, ответ на вопрос, который часто задают мне крупные бизнесмены: "Ну хорошо, захотим мы отдать деталь на аутсорсинг малым компаниям, но где их найти?" Всегда отвечаю: появятся, и много времени на это не уйдет. Да, их необходимо обучать. Мотивировать. Создавать условия. Но если у КАМАЗа это получилось, то и у других получится. А пока спроса на инновации со стороны крупного бизнеса нет. Может, потому и такая низкая конкурентоспособность у больших российских предприятий.
Бизнес-инкубаторы? Благодаря минэкономразвития они строятся. Но их недостаточно на такую страну, как наша. И, кроме того, в инкубаторе можно работать максимум 3 года. А что дальше? По идее, дальше предприятие переходит в промпарки и технопарки, и не только в "оазисах" - технико-внедренческих особых экономических зонах, а везде, где могут формироваться кластеры. И землю для таких целей нельзя оценивать, как под строительство коттеджей, что происходит сейчас практически повсеместно.
РГ: Каковы, на ваш взгляд, перспективы инновационных предприятий при вузах?
Борисов: Пока создаваемые при вузах компании в каком-то смысле ущербные. И вузы, и компании-инвесторы слишком сильно рискуют. Одни - интеллектуальной собственностью, другие - финансовыми ресурсами. Например, вузы имеют право без согласия собственника лишь выступать учредителем коммерческих обществ. А передавать имущество могут, только получив от него добро.
Кроме того, закон закрепляет за бюджетной организацией блокирующий пакет акций в уставном капитале (не менее 25 процентов для ЗАО и треть для ООО). А это не стимулирует приток инвестиций в создаваемые при бюджетных учреждениях компании. Тема острая. Думаю, она станет предметом дискуссий на форуме, потому что возможности вузовского инновационного бизнеса на самом деле велики.
РГ: Наверняка на форуме пойдет речь и о налоговой политике. Какие будут предложения?
Борисов: Специальных налоговых льгот для инновационных компаний пока практически не предусмотрено, что не способствует развитию инноваций. Таможня тоже не дает добро! Всего один пример: одна из ведущих инновационных компаний России, производящая медицинскую технику, два года ждет возврата НДС от таможенников на несколько десятков миллионов рублей.
РГ: А тема финансирования инноваций? Одно время было много разговоров о венчурных компаниях. Какую роль они играют сегодня в становлении инновационного бизнеса?
Борисов: Венчурные фонды нужны, но они - не панацея. Больше всего на местах требуются посевные и старт-ап инвестиции. И одного ныне действующего Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на такую огромную страну, на наш, богатый на Кулибиных народ - недостаточно. Аналогичные фонды должны быть в каждом регионе. Иначе наши венчурные капиталисты так и будут работать вхолостую. Наконец, срочно, не откладывая в долгий ящик, необходимо готовить к бизнесу подростков. Вводить в школах курс основ предпринимательской деятельности, а в вузах - основы коммерциализации идей и изобретений.