Туры на Северный полюс становятся все более популярными, но не у россиян

Бизнес на Северном полюсе - это не так фантастично, как кажется. Совсем скоро начнется добыча нефти на шельфе Северного Ледовитого океана. Прибыль может приносить использование Северного морского пути - кратчайшего транспортного коридора из Европы в Японию. Но уже сегодня на макушке Земли процветает туристический бизнес. Мы беседуем об этом с Матвеем Шпаро - покорителем Северного полюса, участником легендарной экспедиции на лыжах в условиях полярной ночи. За это путешествие вместе с другим нашим отважным полярником Борисом Смолиным имя Матвея занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

- Какой сезон туризма на полюсе считается "высоким"?

- Конечно, весной и летом, пока в Арктике светло и не очень холодно. Самый тривиальный вид арктического туризма, появившийся, наверное, сразу же, как в России укоренилось слово "бизнес", - круизы к Северному полюсу на ледоколах. Я не уверен, что канадские, американские или норвежские ледоколы настолько же хороши, чтобы занять этот сегмент бизнеса.

Напомню, Северного полюса первым достиг отечественный ледокол "Арктика" в 1977 году. Совсем недавно на воду был спущен ледокол "50 лет Победы", на его борту в июле-августе происходят подобные круизы. В это время температура в Арктике около нуля, лед подтаявший, проще его разрубать. Так что каждый год порядка двух сотен человек отправляются на борту ледоколов узнать, чем же так притягивает человека Северный полюс. Стоит такое удовольствие от 17 до 26 тысяч евро.

- На наших ледоколах путешествуют в основном россияне или все-таки иностранцы?

- В основном это иностранцы, русские по-прежнему нацелены на южные широты. Даже когда речь идет о дорогом и эксклюзивном отдыхе, большинство россиян предпочитают арендовать яхту в Средиземноморье. У нас несоизмеримо меньше народа стремится так познавать мир, даже если и имеет на это деньги. Так что россиян - процентов двадцать. Остальные - туристы из Германии, Франции, Норвегии, Америки - считают это интересным, комфортабельным путешествием.

- Еще один сезон на Северном полюсе - апрель, время туризма для экстремальщиков?

- Да. Недалеко от Северного полюса организуется дрейфующий лагерь "Барнео". Назвали так лагерь полярники еще советской школы и закалки. Наверное, дрейфуя на льдинах, они хотели иметь хоть капельку тепла, ассоциируя "Барнео" в Северном Ледовитом океане с известным курортным островом Борнео (он же Калимантан) в Тихом. За работу лагеря "Барнео" ответственна Ассоциация полярников России. По моему убеждению, еще не наступил момент, когда можно утверждать, что "Барнео" - это хороший способ заработать денег. Иногда организаторы уходят и в минус.

- Как строят лагерь?

- Каждый год в конце марта в Арктику вылетает самолет для того, чтобы найти большую, толстую, надежную льдину примерно на 89-м градусе северной широты - в 100 км от полюса. Затем туда выбрасывают парашютистов, горючее, тракторы, палатки - начинается обустройство лагеря и ледового аэродрома. Потом на льдину перелетают вертолеты. Основная сложность - нужно построить взлетно-посадочную полосу, пригодную для приема реактивного Ан-74.

Сомневаюсь, чтобы кто-нибудь из иностранцев мог построить подобную базу. У нас же традиции, наработанный опыт еще со времен Папанина. Кроме того, у нас есть уникальная авиационная техника, для которой нужна минимальная и по размерам, и по своему качеству взлетно-посадочная полоса.

- И как попасть на "Барнео"?

- В прежние годы маршрут туристов начинался обычно в Хатанге. Но из-за того, что север России все-таки закрытый регион с особыми пропускными режимами, этот фактор всегда сдерживал развитие полюсного туризма. Лет шесть-семь назад туристы начали вылетать на "Барнео" с острова Шпицберген, имеющий норвежско-российский "статус" - территория Норвегии, но на нем есть российские шахты и наш шахтерский поселок. Такая логистика стала для туристов гораздо удобнее. Для того чтобы попасть на Шпицберген, россиянам нужна стандартная шенгенская виза, а для остальных - только национальный паспорт.

Туры абсолютно разные. Все зависит от намерений клиентов. От того, объединены ли они в группу или хотят путешествовать только с гидом. При мне пару лет назад индийская пара прилетела отмечать туда серебряную свадьбу. Англичане устраивают на "Барнео" марафонские забеги. 20-30 мужиков в легких спортивных костюмах и мокрых кроссовках 42 километра топчут снег, перепрыгивают трещины и сугробы. Довольно забавное зрелище. Стоит это около 15 тысяч евро.

От лагеря до Северного полюса можно дойти дней за семь на лыжах: с санями, рюкзаками. Ночевать в палатке, в спальнике, готовить сомнительную еду на примусе. За это удовольствие платят от 22 до 45 тысяч евро. Группа обычно состоит из пяти-шести человек и двух гидов. Дорога опасная. Лед движется, трещины образуются, торосы никто не отменял. Медведи редкость, но быть могут. Года три назад я сам видел белого гиганта в десяти километрах от полюса.

- А есть экзотические туры?

- Если турист хочет погрузиться в самой северной точке Земли под воду с аквалангом, приглашают профессиональных дайверов. Стоит это 30 тысяч евро.

- Среди проводников бывают и иностранцы?

- Дело в том, что существует определенная схема формирования лыжных туров. Есть в Санкт-Петербурге специальное агентство "Викар", которое возглавляет Виктор Боярский, опытный путешественник, пересекший в 1990 году Антарктиду. Там и формируются команды, которые возглавляют российские гиды. Ассоциация полярников России сертифицирует проводников. Если же соберется группа норвежцев, то велика вероятность, что они захотят проводника-норвежца. Тогда им придется обратиться к агентам "Викара" в других странах. В Норвегии таким агентом является известный норвежский путешественник Борге Оусланд. В Канаде - Ричард Вебер, арктический путешественник с мировым именем. Но есть разница. Путешествие с нашим проводником обойдется в 22 тысячи евро, а с иностранным - в 45 тысяч. Все зависит от имени проводника, его заслуг.

- Сколько берешь ты за работу?

- 26 тысяч евро. У меня есть имя, статус, я водил на Северный полюс даже князя Монако. И, кроме того, мне надо зарабатывать на наш лагерь для подростков в Карелии "Большое приключение". Себе я оставляю немного денег. В апреле, единственном месяце, когда можно заработать, у меня не так много возможностей на коммерческие переходы. Дело в том, что вот уже третий год подряд мы организуем молодежную экспедицию к Северному полюсу. Каждый участник этого некоммерческого проекта - и Александр Орлов, обеспечивающий безопасность и вертолетную поддержку, и авиация ФСБ России, которая доставляет детей на "Барнео", и я - старается максимум сделать для успеха. Понятно, что бесплатно. Так что на заработок в апреле остается дней десять. Я ответил на твой вопрос?