23.03.2010 00:41
    Поделиться

    В Прикамье предприниматели не участвуют в торгах на получение государственного и муниципального заказов

    Только четверть малых предпринимателей Пермского края готовы участвовать в торгах на предоставление товаров и услуг по государственному заказу. Почему система размещения государственных и муниципальных заказов в регионе не выстроена, разбирались корреспонденты "РГ".

    Согласно Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", государственные учреждения обязаны размещать в сфере малого бизнеса 10-20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг для своих нужд. Но, по данным краевого минторга, в 2009 году государственный заказ, размещенный среди субъектов малого предпринимательства, составил только 9,2 процента, на сумму более 500 миллионов рублей. Если верить официальной трактовке данных, бизнесмены сами не спешат сотрудничать с чиновниками - из 14 тысяч малых предприятий края принять участие в специализированных торгах и запросах котировок изъявили желание только 3,7 тысячи.

    Но в любом случае за несоблюдение Федерального закона должностные лица государственных учреждений, недостаточно активно привлекающие к сотрудничеству бизнес, могут быть наказаны штрафом в размере 50 тысяч рублей.

    - Мы никого пока не наказали, - признается заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Антон Удальев. - Прежде чем применять санкции к руководителям, необходимо разобраться, почему происходит пробуксовка исполнения закона.

    По мнению чиновника антимонопольного ведомства, часть проблем создана законодателем. В прошлом году правительство России значительно расширило перечень товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется среди субъектов малого предпринимательства. Но продукцию, включенную в этот перечень, малые предприятия не всегда могут поставить. Например, есть такая услуга - снабжение паром и горячей водой. Все здания и помещения необходимо отапливать, но в Перми этим занимаются только крупные компании, фактически монополисты. Однако перечень предписывает государственным учреждениям заказывать поставки пара и горячей воды именно у малых предприятий. Естественно, чиновники вынуждены нарушать закон.

    Кроме того, считают пермские чиновники, любое государственное учреждение по закону имеет право разместить заказ на водоснабжение и отопление без проведения торгов - у единственного поставщика. Но существующий перечень требует отдавать подряд предприятиям малого бизнеса после проведения торгов. Фактически подзаконный акт противоречит закону.

    - Данный вид услуг целесообразно исключить из списка, - сказал "РГ" министр развития предпринимательства и торговли Пермского края Марат Биматов. - При этом, с другой стороны, за бортом перечня остались такие виды деятельности, как проведение природоохранных мероприятий и надомное обслуживание граждан. Заказывать эти услуги у малого бизнеса по действующему законодательству не обязательно.

    В строительной отрасли существует ограничение по сумме заказа. Для малых предприятий она не должна превышать 15 миллионов рублей. В результате заказчикам невыгодно иметь дело с "мелкотой", ведь их потребности обычно выше установленного предела. Поскольку строительные услуги входят в утвержденный правительством России перечень, государственные и муниципальные учреждения обязаны обращаться к малым предприятиям. Но на практике так опять же поступают немногие.

    - Необходимо исключить из перечня крупное строительство, - считает Марат Биматов. - Ведь заказ на него просто невозможно разместить среди субъектов малого предпринимательства.

    Возникают и ситуации, когда государственным и муниципальным заказчикам услуги малого бизнеса просто не нужны.

    - Государственным заказчикам необходимо при планировании своего бюджета сразу иметь в виду предприятия малого бизнеса, - уверен Антон Удальев. - Необходимо проводить четкое планирование. Которое будет учитывать, что часть услуг, предусмотренных правительственным перечнем, будет доставаться именно субъектам малого предпринимательства.

    Впрочем, возможно, в ближайшем будущем ситуация изменится в лучшую сторону. В ежегодном послании губернатора Олега Чиркунова Законодательному собранию "О социально-экономическом и политическом положении Пермского края" предлагается новая модель экономического развития региона. Глава Прикамья отметил важную роль малого бизнеса в региональной экономике и предложил механизмы его интеграции в бизнес-процессы крупных промышленных предприятий. Один из них - аутсорсинг услуг, не связанных с основным производством. Почти во всех государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях есть подразделения, оказывающие услуги по уборке помещений, общественному питанию, бухгалтерии. Однако некоторые организации уже покупают эти услуги на рынке.

    По словам губернатора, к концу 2011 года в муниципальном и государственном секторе Пермского края не должно остаться штатных сотрудников, выполняющих функции уборки помещений, охраны, оказывающих услуги в сфере общественного питания. Значительный объем бухгалтерских, юридических и информационных услуг также будет закупаться на свободном рынке.

    - Размещая свои заказы, мы создадим условия для развития специализированного малого бизнеса, - считает Чиркунов.

    По мнению главы края, аутсорсинг должен войти в самые разные сферы жизни. Эта модель организации экономики уже активно применяется в сельском хозяйстве Прикамья. Уже в прошлом году 30 специалистов-аутсорсеров - бухгалтеры, экономисты, агрономы - заключили договоры более чем с 20 хозяйствами. Опробован такой опыт и в образовании: министерство развития предпринимательства Пермского края провело открытый аукцион на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории для 16 школ Краснокамского района.

    Кроме того, аутсорсинг должен прийти и в сферу обеспечения правопорядка.

    - Необходимо прекратить приобретение для милиции автотранспорта и финансировать исключительно оплату аренды специальных транспортных средств. Аналогично следует поступать и со средствами видеонаблюдения. Милиция должна покупать за счет нашего финансирования информацию, передаваемую по каналам связи, а не заниматься их содержанием и эксплуатацией, - считает Олег Чиркунов.

    Справка "РГ"

    В 2009 году размещение государственного заказа Пермского края осуществляли 680 государственных заказчиков, из них 36 государственных органов края и 644 краевых бюджетных учреждения. Всего в прошлом году государственными учреждениями Прикамья размещены заказы на сумму 19 168,4 миллиона рублей.

    Поделиться