Вчера закончился 10-дневный срок, который глава государства дал правительству для того, чтобы привести фактические платежи граждан за услуги ЖКХ в соответствие с установленными предельным индексами. В первую очередь речь шла о разнобое с тарифами за тепло и воду. Но этим жилищно-коммунальные платежи не исчерпываются. На собственников жилья ложится бремя ответственности за ремонт и содержание не только своих, но и общих квадратных метров. Справедливо ли это? Ведь действующая норма Федерального закона о приватизации жилищного фонда в РФ предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома. То есть мы должны были получить в собственность жилье, которое в ближайшие десять-пятнадцать лет не нуждается в радикальном лечении. Повезло не всем. Об этом обозреватель "РБГ" беседует с заместителем генерального директора государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергеем Сучковым.
- Сергей Львович, понимая, что задача неподъемна ни для государства, ни для местной власти, ни для населения поодиночке, был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года, положивший начало деятельности вашего фонда. Но срок его действия ограничен до 2012 года. Что удалось сделать?
-Средства федерального бюджета, переданные фонду в качестве имущественного взноса в размере 240 млрд рублей, предназначены на финансирование региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Из них на финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов предусмотрены средства в размере 144 млрд рублей. Кроме того, часть заработанной фондом суммы от размещения временно свободных средств, в свою очередь, тоже направляется на финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Таким образом, за весь период деятельности фонда (до 1 января 2012 года) прогнозируется выделение на капитальный ремонт 183,1 млрд рублей. С учетом софинансирования региональных адресных программ за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований финансирование достигнет 238,1 млрд рублей.
К началу текущего года проведен капитальный ремонт 80 941 дома (99,4% от заявленных к ремонту) общей площадью 223,4 млн кв. м, где проживают 10,3 млн чел., в том числе в 29% домов был произведен комплексный ремонт, что повышает энергоэффективность и позволяет экономить до 40% энергоресурсов.
-Что дальше?
- За оставшийся период своей деятельности фондом планируется предоставить финансовую поддержку субъектам Российской Федерации, которая позволит отремонтировать около 40 тыс. многоквартирных домов. Всего за 2008-2011 годы будет отремонтировано 12% домов, требующих капитального ремонта.
- Всего-то? Так называемый недоремонт приводит к лавинообразному росту аварийного жилья, где по закону не должны находиться люди. Ежегодно мы являемся свидетелями трагедий, связанных с этим. Так и будет?
- На полную ремонтную программу требуются триллионы рублей, что сопоставимо со всем бюджетом государства. Такое наследство нам досталось. Был запущен механизм, позволяющий на основе софинансирования с региональными и муниципальными бюджетами и средствами собственников привести в порядок все, что можно. К сожалению, не все регионы и муниципальные образования смогли своевременно и грамотно подготовить документацию для вступления в федеральную программу. Поначалу выделенные из фонда средства не находили обоснованного приложения. Затем обстановка изменилась. Более того, восемнадцать субъектов РФ уже полностью реализовали выделенные им средства до конца 2011 года. За это им положены бонусы для расширения региональных программ по ремонту многоэтажек.
- Как же быть жителям большинства регионов России, которым не повезло с квалификацией своего чиновничьего аппарата?
- Это очень и очень непросто. Доля нуждающихся в капитальном ремонте
от общего количества многоквартирных домов составляет около 30%. С 1 января 2012 года фонд прекращает финансирование региональных адресных программ. В соответствии с действующим законодательством бремя содержания имущества возлагается на собственников. Однако они к этому вряд ли готовы.
Отсутствует эффективный механизм накопления средств собственниками квартир и иных помещений в многоквартирном доме на ремонт общего имущества, сохранения и обеспечения их целевого использования. Инфляция будет влиять на полноценность заложенных смет. Главный вопрос: кто и как будет управлять этими средствами?
- Есть ли ответ?
- Для решения проблем после прекращения деятельности фонда мы в соответствии с поручением правительства подготовили проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения финансирования капитального ремонта многоквартирных домов".
Цель законопроекта: создание долгосрочных механизмов накопления средств собственников квартир и иных помещений в многоквартирном доме на ремонт общего имущества, сохранения и обеспечения их целевого использования путем создания в субъектах Российской Федерации некоммерческих организаций в организационно-правовой форме фондов, в которых будут аккумулироваться средства на капитальный ремонт, перечисляемые собственниками помещений.
На наш взгляд, это позволит обеспечивать контроль за целевым расходованием накоплений. Деятельность нашего фонда находится в фокусе Счетной палаты, Генеральной прокуратуры РФ. В субъектах РФ тоже есть соответствующие органы. Пускать дело на самотек, полагаться на добросовестность частных структур было бы слишком рискованно.