20idei_media20
    23.03.2010 00:20
    Рубрика:

    Субсидии на покупку отечественной сельхозтехники будут жестко контролировать

    Недобросовестная конкуренция на рынке сельхозмашиностроения

    Почти три месяца российские аграрии были в полном неведении и гадали, смогут ли они теперь покупать новую технику отечественных машиностроителей. Как сообщала "РБГ", в январе минсельхоз объявил об отмене субсидирования процентных ставок при покупке в кредит российских сельхозмашин и прицепных агрегатов. Прежде до 70% новой техники крестьяне приобретали исключительно благодаря преференциям федерального бюджета. По мнению экспертов, без них комбайны, трактора и сеялки стали бы для аграриев малодоступны. Наконец под давлением российского правительства система была восстановлена, но в несколько ином виде - с созданием еще одной комиссии по утверждению федеральных преференций...

    Пока шли нерыночные дебаты и разборки, на российские поля ринулись конкуренты из ближнего и дальнего зарубежья. Если в январе 2009 года в России было приобретено лишь 40 комбайнов, то в январе этого года 140. Также было куплено больше тракторов мощностью свыше 100 л.с. - аж на 120 единиц.

    Два фактора сыграли тут свою роль. Во-первых, Амурская область приняла решение о субсидировании 50-процентной стоимости белорусской техники (заметьте: не процентной ставки, а половину полной стоимости) и выделило на это полмиллиарда рублей. Во-вторых, Сбербанк России совместно с правительством Белоруссии начал субсидировать процентную ставку целиком, то есть российские фермеры получили более выгодный кредит на продукцию соседей в сравнении с российской.

    - Мы считаем, что это большая угроза для отечественного производства, и расцениваем это как элемент неравных условий при продаже техники. Нам таких условий - ни 50-процентных дотаций на покупку машин, ни 100-процентного покрытия процентов по кредиту - никто не предоставляет, - сказал генеральный директор "Росагромаша" Евгений Корчевой.

    Неравные условия, надо сказать, появились не сегодня. В России работают сотни совместных предприятий с белорусским, китайским и западным участием, которые получают по полной программе федеральные льготы, не имея на это никакого права, - о локализации и речи нет, все до винтика зарубежное. Напомним: в соответствии с международным и российским законодательством сельхозтехника может быть отнесена к отечественной только тогда, когда 50 процентов добавленной стоимости создано с использованием узлов и деталей российского производства. Но под такой критерий подпадают предприятия, которые можно пересчитать по пальцам. К примеру, саратовская "Евротехника", коломенский "Колнаг". Почти 90 процентов совместных предприятий - фикция, административное творчество под конкретные сделки, никакой добросовестной конкуренции оно не предполагает.

    К примеру, министерство финансов по поручению российского правительства провело в октябре прошлого года проверку СП "Брянсксельмаш". На заводе осуществляется крупноузловая сборка силосоуборочных комбайнов (КСК-600) из машино-комплектов, поставляемых "Гомсельмашем". Оказалось, что 100 человек, включая уборщиц и охранников, производят здесь 1200 комбайнов. Едва ли не рекорд мировой производительности труда!

    Мордовский "САРЭКС" также собирает китайские трактора, которые российские чиновники "впихивают" в нагрузку к прочей технике.

    - В "Росагролизинге" нам предлагали "Енисей", - говорит генеральный директор "Самара-Солана" Владимир Молянов, - но при наших площадях их было нужно брать десяток, поэтому мы заказали "Векторы". Но, чтобы их побыстрее получить, нас вынудили купить еще и китайский трактор. Однако осенью нам его удалось вернуть. На этом тракторе китайского производства 2007 года выпуска механизаторы просто отказались работать, машина не соответствует элементарным нормам безопасности - механизатор рискует получить на нем серьезные увечья.

    В декабре 2008 года председатель правительства Владимир Путин дал распоряжение использовать средства региональных бюджетов на субсидирование сельхозтехники исключительно отечественного производства. Как видим, очень многим запрет удалось удачно обойти.

    Поделиться: