Сегодня существует два принципиально разных способа ввода "свежей крови" на рынок труда - занятость и профессионализация. Действуя в рамках занятости, мы рассматриваем выпускников вузов как неких социальных инвалидов, которых нужно чем-то занять. Профессионализация подразумевает системное вовлечение молодых людей в специальности, которым они обучались.
Если это сложно сделать в школе, где профориентации отведено минимальное количество часов в рамках предмета "Технологии", то высшие и среднеспециальные учебные заведения вполне могут предложить новые знания.
К примеру, в той же Западной Европе советы и ассоциации представителей деловых кругов существуют не только на отраслевом и национальном уровнях, но и при детских садах, школах. Работодатели привлекаются к подготовке методических материалов, участвуют в работе общественных организаций, дают информацию о том, что происходит на рынке труда конкретного района, города, земли.
Роль учебного заведения тоже важна. На Западе каждое учебное заведение имеет центр карьеры, в котором работают от 10 до 30 специалистов. Их задача - устанавливать связи между работодателями и вузом, колледжем, помогать в трудоустройстве выпускников, отслеживать их карьеры и уровень зарплат. Содержание и стоимость обучения напрямую зависит от собранных данных.
Мы пока в начале пути. В 2009 году Федеральное агентство по делам молодежи поддержало конкурс "Выпускник", направленный на поиск и распространение новых технологий трудоустройства. Его участниками стали 50 центров трудоустройства и занятости студентов. За год они реализовали больше 100 проектов.
Еще один важный заказчик образовательных продуктов - региональная власть. Не секрет, что в большинстве субъектов РФ наблюдается негативная миграция, при этом около 70 процентов выезжающих за пределы региона - молодые люди. Конечно, можно надеяться на приток рабочей силы из ближнего зарубежья, однако вряд ли это будут квалифицированные специалисты.
Для системной кадровой работы территориям необходимо создавать советы по профориентации, регулярно составлять прогнозы востребованности тех или иных специальностей в соответствии с региональной стратегией развития. Молодежи интересно там, где есть движение: стажировки, тренинги, позволяющие пообщаться с профессионалами, выехать в другой город, в другую страну, конкурсы, экскурсии и акции на предприятиях.
Мы все это делаем, обычно говорят в регионах. Однако так ли эффективны эти мероприятия? Когда в образовательные блоки включали обучение технологиям бережливого производства, тайм-менеджмента, привлекали на мастер-классы бизнес-тренеров и руководителей производства? Что живое происходит на ярмарках вакансий? "Великое стояние сторон", и показатель его эффективности - проходимость.
Для профессионализации крайне важно, достаточно ли в регионе компаний со специальными программами развития, налажена ли система дополнительного образования, проводятся ли открытые семинары. Пустые декларации вряд ли заставят креативных людей выбрать это место для жизни и работы.
Руководство страны подчеркивает, что необходимо повышать престиж технических профессий, а для этого необходимы согласованные действия государственных ведомств, учебных заведений и работодателей. Дети и родители, ведь не секрет, что выбор профессии нередко происходит под их влиянием, должны захотеть прийти в промышленность и сделать там карьеру. Нужно информировать школьников о тенденциях и развитии новых отраслей. Робототехника, нанотехнологии, биоинженерия, информационные технологии, энерго- и ресурсоэффективность - все эти темы и так звучат заманчиво, но если власть и бизнес начнут поддерживать кружки научно-технического творчества, молодежные проекты, заинтересованных станет больше. Первые шаги в этом направлении уже сделали Новосибирская, Томская, Ульяновская области, Пермский край.