23.03.2010 00:44
    Поделиться

    Госдума на этой неделе решит, на основании каких документов граждане и юрлица будут платить земельный налог

    Завтра депутаты Госдумы должны решить, на основании каких документов граждане и юридические лица будут платить земельный налог. В первом чтении планируется рассмотреть законопроект "О внесении изменений в статью 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Новые поправки определяет перечень правоустанавливающих документов на земельный участок, которые будут являться основаниями для признания лиц плательщиками земельного налога.

    Как рассказал РБГ Дмитрий Черный, партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", законодательная инициатива направлена на обложение налогом владельцев тех земельных участков, которые фактически используются гражданами на основании различных выданных еще в советское время официальных документов, однако права на которые не зарегистрированы в ЕГРП.

    "Понятно, почему вопрос поставлен именно сейчас - в кризисные времена, бюджету нужны все возможные источники доходов, - говорит эксперт. - Тем не менее анализ законопроекта позволяет сделать вывод, что он не учитывает ряд важных обстоятельств. Идея о том, что земельные участки должны облагаться земельным налогом вне зависимости от факта регистрации права собственности, давно воспринята арбитражными судами. В частности, в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 23 июля 2009 г. N 54 указано, что в силу добровольного характера регистрации прав на землю налогом должны облагаться и те земельные участки, права на которые подтверждаются не свидетельствами о регистрации в ЕГРП, а выданными "в прежние времена" государственными актами, свидетельствами и другими документами. Однако в том же постановлении делается принципиальный вывод, что земельный участок становится объектом обложения земельным налогом не ранее того момента, как его сформировали в соответствии с земельным законодательством".

    Понятие "сформированного" земельного участка, как пояснил Дмитрий Черный, в законодательстве не раскрывается. Но на практике участок признается сформированным не ранее установления его границ и площади и определения местоположения участка на местности, а желательно еще и после постановки участка на кадастровый учет. Такой учет имеет особое значение в данном случае, так как базой для налогообложения признается цена участка, отраженная в кадастровом реестре.

    Авторы проекта указывают, что граждане не спешат с регистрацией своих прав на землю из-за дороговизны землеустроительных работ.

    "Но в таком случае законопроект не решает тех задач, которые ставят перед ним его авторы, - считает Дмитрий Черный. - Отметим, что Верховный суд в свое время не поддержал отнесение к объектам налогообложения несформированных земельных участков (определение ВС РФ от 12 июля 2006 г. N 5-Г06-57). Если же участок сформирован, то и права на него, скорее всего, зарегистрированы, а следовательно, и без предлагаемых поправок в НК РФ собственники должны уплачивать земельный налог. Если землеустроительные работы проведены, но права не зарегистрированы, то стоит разобраться, почему так произошло. Например, если из-за бюрократических препонов гражданину приходится признавать право собственности на "сформированный" участок через суд или обжаловать бездействие чиновников (а таких случаев немало), то требовать от такого гражданина уплаты еще и налогов представляется не вполне правильным".

    Регина Хафизова, старший юрисконсульт департамента налогов и права УК "Независимые директора", также отметила, что остается неясным, каким образом перечисленные в законопроекте правоустанавливающие документы попадут в налоговый орган. "Ведь для органов местного самоуправления, садоводческих товариществ и гаражных кооперативов не установлена обязанность представлять в налоговый орган эти документы, - говорит эксперт. - На наш взгляд, для реализации благой цели пополнения местного бюджета необходимо в первую очередь, чтобы местные власти поспособствовали в ускоренном и упрощенном формировании земельных участков и получении организациями и физическими лицами "новых" свидетельств о соответствующих правах на земельные участки".

    Поделиться