Более трех миллионов евро руководство немецкого концерна "Даймлер" выплатило российским чиновникам, отвечавшим за закупку машин для государственных структур. С такими обвинениями в адрес автогиганта выступила американская комиссия по ценным бумагам и биржам вместе с министерством юстиции США.
Они утверждают, что "Даймлер" занимался подкупом должностных лиц в 22 государствах с 1998 по 2008 год. Кроме России в "черном списке" фигурируют Китай, Ирак, Египет и Турция. Первого апреля состоится заседание суда, на котором пройдет предварительное слушание дела. Как сообщают источники в немецкой компании, скорее всего, ее руководство признает свою вину. И согласится выплатить в американскую казну более 180 миллионов долларов штрафа, чтобы добиться внесудебного урегулирования конфликта.
Однако подобное решение, если оно будет принято, продемонстрирует согласие "Даймлера" с предъявленными ему обвинениями в подкупе чиновников. И готовность автопроизводителя сообщить имена людей, получавших "откат".
"Нью-Йорк таймс" опубликовала некоторые подробности выдвинутых в адрес немецкой фирмы обвинений.
Но даже эти разрозненные факты позволяют судить о размерах правонарушений. В России отвечавшие за закупку немецких машин чиновники намеренно завышали сумму сделки. Разницу в цене "Даймлер" переводил в один из латвийских банков, который был связан с коррупционерами. В Китае сотрудники немецкого концерна потратили свыше четырех миллионов евро только на отдых местных чиновников.
И это, не считая прочих отчислений, непосредственно в их карман. Сын одного из индонезийских руководителей, отвечающего за закупку автомобилей, получил "премию" от "Даймлера" в связи с женитьбой. Высокопоставленному туркменскому руководителю автоконцерн передал в качестве подарка на день рождения бронированный "Мерседес" стоимостью свыше 300 тысяч долларов. Во времена Саддама Хусейна иракские чиновники брали 10 процентов от суммы контракта на поставку в страну Мерседесов. Среди других государств, чьи должностные лица получали взятки от "Даймлера"- Венгрия, Кот-д Ивуар, Нигерия, Сербия, Черногория, Узбекистан и Вьетнам.
Американская Фемида заинтересовалась деятельностью немецкого производителя не случайно. Многие из тех, кто брал "откаты", использовали для получения взяток счета в американских банках или же специально созданные под выполнение деликатных операций американские компании.
Например, китайская фирма, закупавшая в 2002 году машины концерна "Даймлер", попросила перечислить "откат" в размере 25 тысяч долларов на счет принадлежащей ей американской компании, прописанной в одном из офисных зданий Хьюстона.
Впрочем, повышенный интерес министерсва юстиции США ко второму после БМВ производителю автомобилей класса люкс может быть вызван соображениями конкурентной борьбы между автопроизводителями в условиях экономического кризиса.
Громкий скандал, подрывающий репутацию "Даймлера", отвечает интересам американского бизнеса. Тем более в ситуации, когда в основу расследования были положены заявления одного из уволенных сотрудников немецкого концерна, который собственно и вынес сор из избы.
Ранее аналогичное обвинение в подкупе чиновников было предъявлено руководству еще одной немецкой компании - "Сименс". Она также использовала схему "откатов" для сбыта своей продукции в СНГ, включая Россию. На взятки чиновникам в странах постсоветского пространства "Сименс" тратил по 10 миллионов евро в год.
Еще один мировой гигант, уличенный в подкупе должностных лиц, - французская компания "Тоталь". Один из ее руководителей был, в частности, обвинен в том, что под видом комиссионных давал иностранным посредникам взятки. Это позволило "Тоталь" работать с Ираком в обход существовавшего в то время международного эмбарго. И получать выгодные подряды в Иране.Кстати, до конца 90-х годов немецкие предприниматели подкупали зарубежных чиновников на вполне законных основаниях. Взятки за заключение контрактов вполне легально списывались в Германии с налогов как "полезные вложения". Только в 1999 году, когда Организация экономического сотрудничества и развития одобрила конвенцию о противодействии подкупу иностранных должностных лиц, аналогичный документ принял и Берлин.
Впрочем, срок давности по такого рода преступлениям - всего пять лет. Поэтому на родине замешанным в подкупе российских чиновников руководителям "Даймлера", скорее всего, ничего не угрожает.
Корреспондент "РГ" дозвонился в представительство Daimler AG в Москве и попросил прокомментировать ситуацию с обвинениями, выдвинутыми в адрес компании американской Фемидой. Сотрудник пресс-службы московского филиала Daimler AG сообщила, что в соответствии с указанием руководства она не имеет права давать какие-либо разъяснения по поводу предъявленных в США претензий к немецкому концерну.