24.03.2010 00:31
    Поделиться

    Переговоры госсекретаря США и премьера Израиля прошли в "закрытом формате"

    Тель-Авив дал понять американским властям, что не откажется от расширения еврейских поселений в Восточном Иерусалиме.

    Таков итог выступлений в Америке израильского премьера Биньямина Нетаньяху и его встречи "тет-а-тет" с главой внешнеполитического ведомства США Хиллари Клинтон. Они стали своеобразным продолжением состоявшегося на днях "квартета" посредников в Москве. Две недели назад планы строительства поселений, о которых стало известно во время визита вице-президента США Джозефа Байдена на Ближний Восток, стали причиной провала переговоров между израильтянами и палестинцами. И вызвали серьезное беспокойство в Белом доме. Хотя израильские власти заявили, что не собирались оскорблять Америку, по мнению аналитиков, речь идет о самом серьезном за последние десятилетия кризисе в отношениях между США и Израилем.

    В роли своеобразного громоотвода, по задумке стратегов Белого дома, судя по всему, на этот раз выступала госсекретарь Хиллари Клинтон. В своем заявлении на конференции Американо-израильского комитета по общественным связям (АИПАК) в Вашингтоне она отметила, что "новое строительство в Восточном Иерусалиме осложняет усилия по налаживанию диалога, который должен стать первым шагом к полномасштабным переговорам (между Палестиной и Израилем), в чем нуждаются обе стороны".

    У Нетаньяху на этот счет было свое мнение. Премьер Израиля, который поднялся на трибуну конференции АИПАК через несколько часов после Клинтон, заявил, что "еврейский народ строил Иерусалим 3000 лет назад, еврейский народ строит Иерусалим сегодня". По его оценке, это строительство никак не отразится на создании палестинцами собственного государства.

    При этом израильский премьер, по наблюдению очевидцев, был явно подготовлен к выступлению на эту острую тему, его речь была полна "отсылов к истории палестино-израильского конфликта", изобиловала примерами из жизни. В частности, он доказывал, что поселения, о которых идет речь, "находятся всего в пяти минутах езды от кнессета (парламента страны), и поэтому они - неотъемлемая часть Иерусалима". По оценкам западных аналитиков, в Израиле исходят из того, что Вашингтон может содействовать процессу мирного урегулирования ближневосточного конфликта. Но настаивают, что этот "мир не может быть навязан израильтянам и палестинцам извне".

    В ходе личных переговоров с Нетаньяху с глазу на глаз Клинтон постаралась быть максимально дипломатичной и корректной. Госсекретарю предстояло убедить израильского премьера в том, что статус Иерусалима должен быть определен в процессе переговоров по ближневосточному урегулированию. А для того, чтобы такие переговоры начались, строительство поселений необходимо отложить.

    Важно отметить некоторые детали, сопутствовавшие встрече. Первоначально ее планировали провести в госдепе, однако израильская сторона настояла на том, чтобы "свидание с глазу на глаз" состоялось в гостинице "Мейфлауер", где жила делегация из Тель-Авива. На брифинге для журналистов официальный представитель госдепартамента США Филип Кроули выглядел смущенным и уклонился от прямого ответа на вопросы репортеров пояснить причины этого переноса. По его словам, он сам узнал об этом факте уже после того, как встреча состоялась, заметив, что право на выбор места ее проведения, "согласно дипломатическому протоколу являлось прерогативой Израиля". Стало известно, что сама встреча проходила более часа и позднее к Клинтон и Нетаньяху "на непродолжительное время" присоединился министр обороны Израиля Эхуд Барак.

    Впрочем, по оценкам экспертов, "мяч на этот раз скорее всего был на стороне Израиля", диктовавшего ход переговоров. По мнению экспертов "Уолл стрит джорнал", Нетаньяху "дал решительный отпор давлению США, направленному на прекращение Израилем строительства в Восточном Иерусалиме".

    Сама госсекретарь позже практически не обмолвилась о содержании встречи, дав понять, что Белый дом предложил израильскому премьеру рассмотреть конкретные шаги "по укреплению доверия между США и Израилем". Правда, о чем конкретно идет речь, журналисты из уст Клинтон так и не услышали.

    Поделиться