Около 260 документов, касающихся жизни врачей и аптекарей концлагеря "Аушвиц-Биркенау", обнаружил при ремонте своего дома житель польского местечка Освенцим.
Десятки лет неприметная серая папка, проливающая свет на страшные события тех лет, пролежала в сохранности в захламленном углу под самой крышей.
Заместителю председателя Общества по охране Освенцима Мареку Ксенжарчыку удалось уговорить владельца передать на время ценные материалы для ознакомления в научный отдел музея, чтобы убедиться в их исторической значимости.
Сотрудники этого подразделения пришли к выводу, что речь идет об оригинальных бумагах с идентичными печатями и подписями. В основном это списки врачей, дантистов и фармакологов, принимавших участие в "селекциях" евреев, направляемых в газовые камеры.
В том числе там фигурируют имена известных нацистских преступников. В частности, речь идет об Йосифе Менгеле, который был врачом в "Аушвиц-Биркенау". Он проводил эксперименты на карликах и сиамских близнецах. После проведения опытов эти дети были умерщвлены.
Одним из наиболее важных обнаруженных документов стал акт о смерти в феврале 1944 года главного фармацевта концлагеря, гауптштурмфюрера Адольфа Кремера. Он проводил фармакологические опыты над военнопленными, принимал решения о направлении евреев в газовые камеры. До сегодняшнего дня историки полагали, что Кремер погиб от руки немецких солдат за распространение пораженческих настроений.
Документ о кончине Кремера подписал главный врач гарнизона СС Эдуард Виртс. Ранее он воевал на советском фронте, а затем был направлен для прохождения службы в Освенцим. Весной 1945 года этот нацистский преступник, опасаясь возмездия, совершил самоубийство.
В документах упоминается также Виктор Капесиус, который заменил Кремера после его смерти. Он проводил над заключенными эксперименты с помощью газа Циклон-Б. Эсэсовцу удалось сбежать после освобождения лагеря советскими войсками. Позднее на процессе над нацистскими преступниками во Франкфурте-на-Майне он получил девять лет тюремного заключения.
Старший научный сотрудник музея "Аушвиц-Биркенау" Адам Цыра прокомментировал "РГ" находку в Освенциме.
Российская газета: Можно ли утверждать, что находка в Освенциме стала научной сенсацией?
Адам Цыра: Наверное, все-таки это не мировая сенсация, как об этом пишут газеты. Речь прежде всего идет о списках нацистов, которые лично отправляли людей в газовые камеры. Однако конкретно об экспериментах над людьми в этих документах не говорится.
РГ: Будут ли эти исторические материалы переданы в музей?
Цыра: Я лично просмотрел все документы. После этого пан Ксенжарчык вернул их владельцу, который хочет остаться неназванным. В ближайшее время с ним встретится директор музея "Аушвиц-Биркенау". Предварительно есть договоренность о сканировании всех материалов, которые позднее войдут в экспозицию музея. Оригиналы находятся в очень плохом состоянии и нуждаются в тщательной реставрации.
РГ: Как получилось, что в обычном доме были найдены столь важные нацистские документы?
Цыра: Немцы отселили местное население из домов в окрестностях концлагеря. В них жили офицеры со своими семьями. После войны в дома вернулись прежние владельцы. Вероятно, в спешке при наступлении Красной Армии немцы забыли в доме эти свидетельства своих преступлений.