Власти Санкт-Петербурга делают ставку на развитие инновационной экономики

Работать эффективней и быть более открытыми в своей деятельности для рядовых горожан - такую задачу поставила перед Евгением Елиным, новым главой комитета экономического развития, промышленной политики и торговли городской администрации, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

Об этом, а также о перспективах развития Северной столицы с точки зрения ее экономического потенциала Евгений Иванович рассказал в своем первом интервью на ответственном посту - "Российской газете".

Нет худа без добра

РГ: Евгений Иванович, как вы оцениваете уровень развития экономики в Петербурге?

Елин: Реализация в прошлом году городским правительством комплекса антикризисных мер позволила уже к середине 2009 года в целом стабилизировать ситуацию в социально-экономической сфере города. Удалось избежать "обвала" рынка труда, остановить спад в производстве. Возросла номинальная заработная плата. Денежные доходы жителей города как минимум не уменьшились... У нашего города есть неоспоримые преимущества, влияющие на развитие экономики. Как исторические, так и созданные предыдущими поколениями. Петербург - большой транспортный, серьезный культурный и научно-технический центр. Да и то, что город сам по себе многомиллионный населенный пункт, тоже не может не влиять на его экономику. Вопрос в том, сможем ли мы реализовать весь этот потенциал. В 1990-х годах такая попытка уже предпринималась. Тогда решено было сделать его крупным финансовым центром.

РГ: Она явно не удалась...

Елин: По-другому, на мой взгляд, и не могло быть. Потому что финансовый центр может существовать только там, где сосредоточены финансовые активы. А в России "держатель" этих активов - Москва. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Петербург ничего не потерял из-за того, что не достиг тогда задач. А что приобрел? В город пришли западноевропейские банки и привели свою клиентуру, часть которой, с переездом этих банков в Первопрестольную, осталась на берегах Невы.

Еще одно неоспоримое наше преимущество - ментальность. Петербург - город интеллигенции, промышленной в первую очередь. Это важное обстоятельство. Потому что способ зарабатывания денег имеет значение. Возможно, кстати, и по этой причине мы не стали финансовым центром. Отсюда понимание, куда должны двигаться.

РГ: А есть с кем? Имею в виду высококлассных специалистов. В последние годы многие петербуржцы из числа талантливых организаторов, ученых переехали (и продолжают переезжать) жить и работать в Москву.

Елин: А вот не факт! Я считаю, что тут мы абсолютно конкурентоспособны с той же Москвой! Не говоря уже про Московскую область и другие российские регионы, которые могут оттянуть на себя человеческий потенциал. Нам есть что предложить высококвалифицированному специалисту - как своему, питерскому, так и из средней полосы. У нас есть преимущества - близость к Европе, наличие культурных центров. Сегодня место жительства определяет именно работа. Много успешных людей едут туда, где есть интересный для них проект. Важно только, чтобы был определенный уровень сервиса, чтобы быт не мешал, а способствовал.

Человеческий ресурс очень важен для развития экономики, промышленности. А с чем столкнулись у нас в последние годы - в городе, в стране? С дефицитом квалифицированных специалистов.

Все познается в сравнении

РГ: Возвращаясь к началу нашего разговора, каков все-таки, на ваш профессиональный взгляд, уровень развития экономики города? Если судить по тому, как живет среднестатистический петербуржец, он не очень высок.

Елин: Конечно, хотелось бы жить, например, не хуже, чем в европейских странах, но... Если сравнивать с другими регионами России, то живем в общем-то достаточно успешно с экономической точки зрения. Уровень безработицы в городе не очень высокий, в пределах 1 процента. Это в 2,5 раза ниже, чем в среднем по России, и является самым низким в Северо-Западном федеральном округе. Далее - уровень доходов горожан. По сравнению опять-таки с другими регионами прожиточный минимум у нас существенно выше. Работа позволяет содержать и себя, и свою семью. Нищеты нет. Другой вопрос, что кому-то хочется иметь более интересную работу, чем имеется, за более высокое вознаграждение. Поэтому, суммируя ответ на ваш вопрос, в масштабах страны мы экономически достаточно успешны. Значит ли это, что можно теперь откинуться в кресле и замереть? Нет, конечно. Стремиться всегда есть куда. В частности, надо создавать больше интересных и перспективных рабочих мест для молодых специалистов.

РГ: А молодые умеют работать? Я слышала, с этим серьезные проблемы, спасают пока старые кадры - например, в промышленности.

Елин: Низкая производительность труда современных работников, не только молодых, серьезная проблема на сегодня. Пожалуй, одна из главных. И не только петербургская, всей страны. Изменить ситуацию в короткие сроки реально с появлением жесткой конкуренции. Вот в чем мы круто отстаем от всего цивилизованного мира. Если по уровню технического развития мы находимся в середине развитых стран, то по уровню конкуренции - далеко позади. Это показывают все международные исследования. В чем это конкретно выражается? У нас очень небольшое количество людей, которые хотят заняться частным бизнесом. И первое, что надо сделать, что можем сделать, - это стимулирование и развитие именно малого бизнеса. Ведь кто такой частный предприниматель? Это человек, который сам берет ответственность за свою судьбу. Он слезает с шеи государства, и начинается... борьба за производительность труда! Иначе просто невыгодно.

Бизнес, который мы выбираем

РГ: Знаю людей, которые создавали частные предприятия, пытались выстроить свой бизнес, но были "задушены" огромным количеством необходимых согласований с чиновниками разного уровня, высокими процентными ставками по банковским кредитам, налогами.

Елин: То, что власть уделяет серьезное внимание малому бизнесу, нельзя отрицать. Но очевидно и то, что невозможно издать одно большое распоряжение и тем сразу разрешить все проблемы. Процесс становления малого бизнеса достаточно продолжительный. Прежде всего должна быть соответствующая инфраструктура. Далее нужен стартовый капитал, но в разумных пределах, чтобы не начались иждивенческие настроения. Человек, который идет в бизнес, должен понимать, за что он отвечает. Государство в лице городской администрации может помочь. Есть программы кредитования, есть гранты для реализации толковых идей, есть так называемые бизнес-инкубаторы для управленческой поддержки. Что можем - делаем, исходя из того, что не должны давать лазеек для махинаций кому бы то ни было. Но главное на сегодня - понять, какой малый бизнес мы хотим поддерживать.

РГ: И какой же?

Елин:

Раньше у нас решалась простая задача. Формулировалась она так: малого бизнеса должно быть много. Не важно какого. Мастерские, сфера обслуживания, торговля, рынок услуг... Тут мы уже достигли успехов. По количеству малых предприятий на 100 000 населения находимся в стране на первом месте. Более 10 тысяч бизнесменов воспользовались различными программами поддержки и развития малого бизнеса. В прошлом году было выдано 684 гранта. Теперь важно качество. Господдержку будем оказывать тем малым предприятиям, которые занимаются производством с высокой добавленной стоимостью. У нас тут свой прагматичный интерес. Во-первых, мы за развитие инновационной экономики. Во-вторых, хотим, чтобы со временем хотя бы 10 процентов малых стали средними, а из них какая-то часть - крупными предприятиями. А будет ли развиваться инновационный малый бизнес, зависит от того, справимся ли мы с задачей модернизации экономики.

Невозможно экономически эффективно производить продукцию, находясь в центре города. Слишком большие издержки. Невозможно производить конкурентоспособную продукцию на тех основных фондах, которые имеются сегодня у большинства наших предприятий, включая оборонку. Создание же новых производств либо их перебазирование и модернизация требуют колоссальных финансовых затрат. Привлечь эти ресурсы тяжело, не скрою. Но мы этим занимаемся.

Ох, уж эти цены!

РГ: Один из показателей экономики - цены. В последние годы они нас больше огорчают, чем радуют, все повышаясь и повышаясь, в частности, на продукты, в том числе первой необходимости. Процесс неизбежный или неуправляемый?

Елин: Цены определяет конкуренция. Ни в какой сфере производства, торговли не должно быть замкнутых рынков. Это - первое. Второе - инфляция. Она касается всей страны. Мы в Петербурге стараемся, чтобы она не сильно сказалась на основных продуктах. Сегодня ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности города играет созданный почти 6 лет назад ГУП "Продовольственный фонд". Относительно дешевые зерно и мука, поставляемые им, позволяют хлебопекарным предприятиям покрывать рост других издержек и не повышать цены на социально значимые сорта хлеба. В итоге уже около двух лет цены на ржаной хлеб и батон "Нарезной" из муки первого сорта остаются стабильными. В прошлом году Продовольственный фонд начал реализацию проекта по производству продовольственных товаров под брендом "Ленинградские продукты". На эти виды продукции установлена минимальная торговая наценка (пельмени, блинчики, котлеты, тесто слоенное бездрожжевое). Кроме того, целый ряд продуктовых товаров продается по решению городской администрации без торговой наценки. Для поддержания цен на приемлемом уровне создаются магазины так называемой шаговой доступности.

РГ: Только почему-то очень медленно они создаются. О том, что такие магазины появятся, было объявлено губернатором еще несколько лет назад. А сколько их сейчас в городе - по пальцам пересчитать!

Елин: Да, не так быстро, как хотелось бы. Потому что это небольшие магазины. Им трудно конкурировать с крупными торговыми сетям. Оптовики имеют преимущество. Но данная программа в городе реализуется. Сегодня в Петербурге уже 30 таких магазинов. А кроме них работают более 6500 магазинов в формате "у дома", которые торгуют товарами массового спроса.

Кстати

По данным Петростата, индекс промышленного производства (ИПП) в Петербурге в феврале 2010 года составил 93,7 процента по сравнению с январем 2009 года. Это значительно выше, чем за январь прошлого года (84,4 процента) и в целом за 2009 год (79,9). В обрабатывающих производствах в январе 2010 года ИПП составил 78,1 процента.

Досье "РГ"

Елин Евгений Иванович, родился в 1962 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт. Работал инженером НИИ ЛПО "Электросила". С 1991 года - в бизнесе. В 2000-2004 годах на государственной гражданской службе - руководитель департамента бюджетных кредитов и гарантий министерства финансов Российской Федерации. С 2006 года снова в бизнесе - генеральный директор строительной компании. Кандидат экономических наук. Женат. Отец троих детей. Большой любитель спорта (плавание, бег, велосипед).