25.03.2010 00:50
    Поделиться

    Виталий Дымарский: Поручать чиновникам бороться с самими собой - дело заранее провальное

    После проведенного на прошлой неделе интернет-совещания Дмитрия Медведева, которое он посвятил исполнению его поручений, рука в первую очередь потянулась к калькулятору. Ведь если верить помощнику президента, а заодно и начальнику контрольного управления главы государства Константину Чуйченко, за прошлый год его непосредственный начальник дал 1753 поручения (аж на 30 проц. больше, чем в 2008 году). По словам Чуйченко, из них снято контроля (то есть выполнено) 1084, а рост по выполнению по сравнению с 2008 г. составил 15 процентов.

    Теперь - за калькулятор.

    Это что же получается: без учета выходных, отпуска и командировок президент давал в прошлом году в среднем по 5 поручений в день! Учитывая то, что, в моем представлении, каждое поручение, исходящее от главы государства, требует достаточно длительной и детальной подготовки и проработки, включая предварительные разговоры с заинтересованными лицами, получается, что практически все свое рабочее время президент тратит на раздачу указаний подчиненным.

    И вот эти самые подчиненные, вместо того чтобы немедленно принять указания к исполнению, фактически саботируют их. Ведь 1084 выполненных поручения из 1753, как подсказывает калькулятор, составляют всего-то около 62 процентов. То есть дружный коллектив отечественных чиновников, спаянных общими (не путать с общественными) интересами, сводит на нет более 38 проц. рабочего времени Медведева. А в 2008 г. все выглядело еще хуже: выполнено только 47 проц. (62-15=47) поручений президента, тогда как 53 проц. его усилий, согласно несложному подсчету, потонули в бюрократическом болоте.

    К цифрам, приведенным Чуйченко, дал свой комментарий и сам Медведев. По его оценке, доклады из правительства, с территорий, от других организаций очень часто представляют собой "просто отписки". Ответственные товарищи, желая уложиться в отведенные сроки, рапортуют о сделанном, "а на самом деле, начинаешь разбираться, по сути ничего не произошло". Иными словами, реальная эффективность чиновничьего прилежания еще ниже его цифрового измерения.

    Вся эта весьма неприглядная картина наталкивает на несколько выводов.

    Один из них комментаторы поспешили сделать по горячим следам интернет-совещания. Приведенные цифры, отметили они, свидетельствуют о возросшей активности Медведева во второй год его президентства. Что правда, но не вся правда.

    За жесткой критикой в адрес конкретных чиновников, которые игнорируют указания главы государства, и за обещаниями выгнать на улицу тех, кто будет продолжать нарушать исполнительскую дисциплину, угадывается (пока только угадывается) недовольство той системой "ручного управления", которая досталась в наследство Медведеву от "нулевых" лет и требует от него раздавать тысячами президентские поручения. Система эта погрузилась в текучку, может решать лишь какие-то неотложные тактические вопросы, напоминая ковёрного, который поднимает с арены один предмет и тут же роняет другой, и, главное, неспособна к стратегическому мышлению. Без чего все разговоры о модернизации так и останутся разговорами, а проблемные ситуации будут решаться по схеме "Пикалёво" прямым вмешательством власти, путешествующей по кризисным точкам.

    Отсюда и разбухание госаппарата, где создаются все новые и новые должности. Так, вопреки всем предыдущим обещаниям и решениям даже само правительство достигло своих максимальных размеров за последние 10 лет, а число заместителей министров, после сокращений 2004 г., сейчас не только восстановилось в прежнем объеме, но и превысило его.

    Держателям же новых должностей, по-видимому, отводится роль будущих "козлов отпущения", которые - в случае очередной неудачи - ответят "по всей строгости закона". Даже не закона, а скорее "правил игры", установленных внутри исполнительной власти в интересах самой этой власти, оказавшейся к тому же - при нынешнем порядке формирования основных институтов государства - вне политического, парламентского и общественного контроля.

    К примеру, не повторит ли после Сочи-2014, если мы, не дай бог, не одержим там победы, новый заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики судьбу своего предшественника, подавшего на днях в отставку после провала на Олимпиаде в Ванкувере? Кто-то же должен отвечать за поражения. Для этого, видимо, и существует институт заместителей.

    Один из них, заместитель министра регионального развития, принесен в жертву после того, как Владимир Путин потребовал увольнять чиновников, виновных в завышении стоимости строительства. Совершенно справедливо при этом премьер назвал трудно объяснимым тот факт, что, несмотря на более низкую стоимость рабочей силы, электроэнергии и материалов, строительство в России обходится дороже, чем в Европе. Другое дело, что лишить должности одного чиновника легче и проще, чем в том же строительстве поменять коррупционные схемы "откатов", что требует не увольнений, а системных реформ.

    Мне уже приходилось писать в "РГ" о судьбе ставшей уже почти крылатой фразы Медведева, распорядившегося (или только призвавшего?) перестать "кошмарить бизнес". Не знаю, значится ли она в реестре президентских поручений, который ведет Константин Чуйченко, но спустя год после того, как она прозвучала и даже обрела форму указа, никаких крупных сдвигов на этом направлении не зафиксировано. 31 июля 2008 года Медведев произносит свою фразу, а через год спрашивает предпринимателей на совещании в Звенигороде: "Ну, как у вас дела?". В ответ: "Проблемы все те же". Пройди еще одно подобное совещание, и ответ будет тот же. Ни налоговые, ни другие контролирующие и надзирающие органы так и не снизили давления на малый и средний бизнес, "закошмаренный" поборами.

    Не сегодня сказано: "Заставьте самого беспристрастного судью разбирать свое собственное дело и посмотрите, как он начнет толковать законы". Поручать чиновникам бороться с самими собой - дело заранее провальное. Такова природа бюрократии. И поручения (хоть президента, хоть кого) будут выполняться только те, которые не затрагивают ее интересов и не посягают на ее привилегии.

    Да и станет ли чиновник держаться за свое место, если в одночасье оно перестанет быть источником ренты? Поэтому для него привлекательнее азартная игра в "русскую рулетку": либо в должности, но зато со всеми ее материальными атрибутами, либо, если пуля вдруг выскочит, - на выход. Тем более что те, кому не повезло, как показывает опыт, увольняются по принципу "уйти, чтобы остаться", меняя одно теплое место на другое - в соответствии с корпоративной, земляческой или еще какой солидарностью. Поскольку вовсе не деловые качества влияют на положение чиновника, а личная "кредитная история": чей ты человек, кого и как ты поддержал, что для кого сделал...

    Стоит ли тогда удивляться, что исполнительная власть у нас такая неисполнительная? С "ручного управления" пора переходить на "автомат".

    Поделиться