В Новосибирске завершено расследование дела вице-губернатора области Виктора Гергерта.
Руководитель департамента агропромышленного комплекса обвиняется в нецелевом использовании и растрате бюджетных средств, а также в злоупотреблении и превышении должностных полномочий.
Уголовное преследование заместителя губернатора началось еще в 2007 году с эпизода о предоставлении жилищных субсидий. Тогда было известно лишь об одном случае, который сам Виктор Гергерт называл "недоразумением": в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" была предоставлена субсидия на строительство дома в поселке Колывань, который имеет статус городского поселения и к сельской местности не относится. Затем следствие обнаружило еще два таких же "недоразумения" (причем одну из субсидий получила дочь главы Колывани), сумма выросла до 700 тысяч рублей, но "ядром" обвинений, выдвинутых против Виктора Гергерта, стало вовсе не это.
Как сообщила "РГ" старший помощник руководителя СУ СКП по Новосибирской области Марина Кинжалова, еще в 2002-2003 годах "Росагролизинг" (это государственная агропромышленная лизинговая компания) поставил в область трактора и комбайны. Получил их в лизинг местный оператор, снабжающий сельхозтехникой хозяйства, - "Агроснабтехсервис", организованный с участием администрации Новосибирской области. Через "Агроснабтехсервис" техника была передана товаропроизводителям уже в сублизинг. Предполагалось, что хозяйства будут платить "Агро снабтехсервису", а он перечислять средства в "Росагролизинг". Однако к 2006 году, когда пост председателя совета директоров "Агроснабтехсервиса" занял Виктор Гергерт, стало ясно: хозяйства за комбайны не расплачиваются, и долг перед "Росагролизингом" надо каким-то образом гасить. Как? Естественно, за счет областного бюджета.
В итоге была использована странная схема: из бюджета на счета 41 хозяйства поступила господдержка: от 200 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Общая сумма - около 36 миллионов. Все эти деньги хозяйства тут же перечислили "Агроснабтехсервису", причем заплатили оператору даже те, кто ничего не брал в сублизинг, - как предполагает следствие, их счета просто использовали "для прокачки" бюджетных денег.
В свою очередь, региональный оператор рассчитался с "Рос агролизингом". И все было бы прекрасно, если бы бухгалтерская экспертиза, проведенная специалистами минюста в рамках расследования уголовного дела, не показала: подобное распоряжение бюджетными деньгами является их нецелевым использованием. Да, казна может поддерживать сельхозпроизводителей и компенсировать им часть затрат на технику, но это не касается ее предоставления на условиях вторичного лизинга. Кроме того, часть "поддержанных" хозяйств вообще не получали технику от "Агроснабтехсервиса", следовательно, 15 миллионов бюджетных рублей из 36 - это даже не нецелевое использование, а растрата. Получается, бюджет, вместо того чтобы реально поддерживать крестьян, просто погасил многомиллионные долги компании-оператора, зарабатывающей (!) на сублизинге свой процент.
По мнению Виктора Гергерта, никаких преступлений он не совершал. "Я работал, делал свое дело в интересах села", - заявил он СМИ. Кстати, это уже второй заместитель губернатора Виктора Толоконского, обвиняемый в должностных преступлениях: в прошлом году Центральный суд Новосибирска приступил к рассмотрению дела начфина области Сергея Аксененко.