Для меня тема свободы объяснений с властью - с помощью обращений - давно выстраданная.
Мою маму в 1938-м угнали в КАРЛАГ, хотя тогдашний Прокурор СССР сразу после суда прислал протест, да только это его по тем временам необычное обращение - может, даже единственное! - осталось без рассмотрения. Об этом мне недавно поведал архив ФСБ. Я-то узнал, а маме не довелось.
Поразительное дело: закону, который помянут в заголовке, уже почти 5 лет, а ни слова о нем как таковом в главных СМИ, от судей, министров и губернаторов, парламентариев, от партийцев (даже оппозиционных) и обычно шумных правозащитников, обесцвечено на эту тему телевидение.
Выходит, что тот, кто пишет во власть и недоволен ответом, а то и вовсе отсутствием ответа, не ведает, что защищен государством. Получается, что тот, кто игнорирует закон, присвоил себе право быть бесконтрольным от общественного мнения.
Может, потому ничего не слышно об этом законе, что поисчезли жалобщики? Как бы не так! Администрация президента сообщила, что в день приходит до 3000 обращений. В Генпрокуратуре насчитали: 3 000 000 писем в год. В МВД за тот же период только к участковым обратилось более 6,5 миллиона человек. И это без подсчета обращений в Госдуму, Общественную палату, к омбудсмену, в министерства юстиции и здравоохранения и социального развития, профсоюзы, СМИ. Даже в Европейский суд по правам человека идут. Одно из обращений - жалоба 98-летней старушки на долг по пенсии - 4 года отклонялось на родине. Страсбург в шоке - цена жалобы 7346 руб. 59 коп.
Выделю: последние 10 лет были весьма щедры на изменения в области работы с обращениями. Появился "наш" закон. Отменен срок давности обращений к омбудсмену. Мировые судьи становятся заслоном бюрократическому отношению к униженным и оскорбленным. Уже привычен день телесобеседований Владимира Путина с соотечественниками. Дмитрий Медведев учредил свой президентский сайт и побывал в своем Управлении по работе с обращениями граждан и организаций да высказал требования чиновничеству страны должным образом относиться к тем, кто обращается во власть.
И тем не менее - повторю с возмущением! - идут и идут миллионы обращений в центр. Правовой нигилизм - на местах. Более двух лет Московская городская прокуратура "работает" с обращением г-на N: заступитесь - не исполнено решение суда аж 2005 года об отмене собрания одного ООО, которое незаконно постановило его уволить. И что же? Взыскующему справедливости сообщали, что его жалобы направляются на рассмотрение туда-то и туда-то. Результат? Нулевой! Таков итог забвения статьи 8 "нашего" закона, которая запрещает "направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение которого или действие (бездействие) которых обжалуется".
Есть и иные приемы игнорировать этот закон. Сочиняются ответы общими словесами, а предписано статьей 10 рассматривать "по существу". Не приглашают жалобщика "знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения..." (ст. 5, п. 2).
Чтобы утвердить в обществе должное уважение к закону, явно нужна система сильнодействующих средств в режиме постоянной мобилизационности-встревоженности. Судебные иски. Проверки министерств и ведомств, как это активно использует в отношении федеральных структур Генеральная прокуратура. Но почему только она? Необходимо наладить контроль за действенностью закона Госдумой и Общественной палатой. Обнародование обзоров жалоб к президенту, премьеру и Генпрокурору. И такая вот мечта: правительству бы по итогам года обсуждать эту тему-проблему. И всегда с участием СМИ - для огласки.
Отладить-доработать бы и сам закон. Например: массовое явление - повторные жалобы, а это показатель, что ответом остались недовольны. Но в законе не оговорена ответственность за работу с обращениями тех первых адресатов жалобы.
И еще: обусловить бы запрет пересылать виновниками появления повторных жалоб лишь только просьбу "ответить автору" - необходимо продекларировать контроль за качеством ответа.
Тем более надо усилить карательно-воспитательный потенциал важного для граждан закона. Есть угрозная, но явно "вегетарианская" статья 16: "Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений". Каких? Цена конверта с марками?! Прав был в 2006 году еще при обсуждении проекта этого закона думец Олег Морозов: "Надо четко прописать ответственность чиновников".