25.03.2010 00:00
    Поделиться

    ОАК едва не оказалась в центре международного скандала

    Российская Объединенная авиастроительная корпорация неожиданно для самой себя едва не оказалась в центре международного скандала.

    Пентагон решил обновить свой парк самолетов-заправщиков. Рутинная процедура вылилась в сенсацию. Авиационный мир взбудоражила информация о том, что якобы Россия направила заявку на участие в тендере на поставку ВВС США топливозаправщиков, созданных на базе Ил-96. Однако выяснилось, что за этой информацией скрывается почти детективная интрига.

    Все началось девять лет назад. В 2001 году в Соединенных Штатах решили заменить летающий танкер КС-135 на более современную машину. В 2002 году без объявления обязательного конкурса выгодный заказ отдали "Боингу". Это возмутило конкурентов. Начались разбирательства. И выяснилось, что имела место коррупция. Разразился грандиозный скандал. Руководство крупнейшей авиастроительной корпорации было вынуждено уйти в отставку. Заказ аннулировали. В 2007 году Пентагон объявил открытый тендер. Победили европейцы. Лучшим оказался заправщик А-330 MRTT, предложенный корпорацией EADS. Цена контракта - 35 миллиардов долларов.

    Проигравший "Боинг" подал протест на итоги тендера. В результате итоги этого тендера тоже аннулировали. Был объявлен новый конкурс. Но в нем оказался всего один участник - скандальный "Боинг". EADS и не отказалась от участия, но и официальную заявку не подала. То есть конкурса фактически нет.

    И тут появляется сообщение о том, что российские авиастроители отправили заявку на участие в тендере, предусматривающем поставку ВВС США 179 самолетов-заправщиков. Было даже сообщено, что новые танкеры спроектируют на базе хорошо себя зарекомендовавших гражданских лайнеров Ил-96. Это стало мировой новостью. Вот только в самой авиастроительной корпорации о своей мнимой заявке узнали из сообщений информагентств. Стали выяснять, откуда возник слух. И всплыла довольно неприглядная история.

    Некий американский адвокат, якобы консультировавший некоторые зарубежные контакты наших авиастроителей, объявил себя официальным представителем российской корпорации в США и на бланках ОАК направил заявку в конкурсную комиссию. Адвокат даже заявил, что ведутся переговоры о создании российско-американского СП для производства летающих танкеров. При этом регистрационные номера на письмах относились к совершенно другим документам, и даже инициалы высокопоставленных лиц, которые будто бы одобрили заявку, указаны неверно.

    Президент ОАК Алексей Федоров официально заявил, что корпорация пока не планирует принимать участие ни в тендере на самолеты-заправщики, ни в создании совместного российско-американского предприятия.

    Стоит добавить, что все вопросы, связанные с участием в зарубежных военно-технических тендерах, а также создание совместных предприятий, работающих в оборонной сфере, относятся к компетенции "Рособоронэкспорта". ОАК не имеет юридического права самостоятельно направлять заявки в Пентагон для участия в каком бы то ни было конкурсе. Шустрые американские юристы этой тонкости, очевидно, не знали.

    Поделиться