Трубопровод Пурпе-Самотлор свяжет нефтепроводы России в единую систему

На мировой рынок выходит новый бренд российской нефти - ВСТО, названный в честь магистральной трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. Об этом заявил вице-премьер Игорь Сечин во время недавнего визита в Югру.

На нефтеперекачивающей станции "Самотлор" под Нижневартовском вице-премьер правительства РФ дал старт крупному проекту, направленному на решение целого комплекса важнейших экономических задач. Здесь был торжественно сварен первый стык нового нефтепровода Пурпе - Самотлор, который не просто свяжет ямальские и югорские месторождения, но и станет перемычкой между западной и восточной трубопроводными магистралями. Это сделает систему транспортировки жидких углеводородов в России единой.

При помощи новой нитки система наполнится нефтью из крупных и перспективных месторождений, что и создаст новый состав и марку российской нефти.

Участок Пурпе - Самотлор - лишь первая часть масштабного проекта. Стоит заметить, что, несмотря на его значимость для страны, федеральный бюджет в его финансировании не участвует. Транспортники откликнулись на обращение нефтяных компаний, которые хотели бы начать работу в Ванкорской провинции. А туда намерены отправиться практически все крупные недропользователи, их сдерживало только отсутствие инфраструктуры. Поэтому за короткий срок (менее года) было коллективно найдено оптимальное решение. Но, поскольку инвестпрограмма "Транснефти" уже была утверждена правительственной комиссией по ТЭКу, в нее сложно было вносить коррективы. Как сообщил глава компании Николай Токарев, средства изыскали за счет экономии в связи с изменением цен на трубную продукцию, услуг строймонтажа. В итоге 17 миллиардов рублей ушло на подготовку проектно-сметной и рабочей документации, а всего на реализацию проекта будет затрачено порядка 47 миллиардов. В дальнейшем предполагается использовать комплексные источники финансирования, в том числе облигации и кредиты.

Включиться в инвестирование намерены и нефтяные компании. Часть сырья с Ванкорского месторождения будет предназначена для поставки через ВСТО в КНР, поэтому китайские партнеры готовы предоставить кредиты.

В трубопровод вольется нефть, добытая на новых площадках и на тех, что начинали осваиваться еще полвека назад. Этим компаниям приходится сегодня нелегко: они вынуждены заново вкладываться в развитие инфраструктуры, технологии добычи. Поэтому вполне уместно прозвучал вопрос о льготах тем, кто занимается разработкой труднодоступных и сложных месторождений. Игорь Сечин ответил, что этот вопрос постоянно в поле зрения правительства, которому, однако, приходится балансировать между созданием условий для бизнеса и решением проблемы формирования доходной части бюджета.

- Чтобы снять тревоги Минфина по поводу выпадающих из бюджета доходов, мы показываем экономику всех проектов, демонстрируем интересы регионов в их реализации, перспективы увеличения добычи. В этом году, по нашей оценке, ее объем составит 495 миллионов тонн, и это тоже дополнительные доходы в бюджет, - подчеркнул Игорь Сечин. - С одной стороны, есть задача стимулировать развитие месторождений, с другой - желание компаний зарабатывать, с третьей - необходимость наполнения бюджета страны. Мы должны найти общее решение.