Власть и бизнес Свердловской области устали ждать, когда окупятся проекты по энергосбережению

В муниципальных образованиях Среднего Урала формируется нормативная база, необходимая для повсеместной реализации программ энергосбережения. Однако наиболее сложный вопрос - где взять на это средства, особенно в сфере ЖКХ? Ответ на него попытались найти участники "круглого стола", прошедшего в Екатеринбурге.

Надо заметить, даже общее видение ситуации у представителей региональной власти, местного самоуправления и бизнеса заметно отличается. Различны и предлагаемые ими "рецепты" лечения застарелых болезней жилищно-коммунального комплекса.

Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов, недавно вернувшийся из длительной командировки в город Артемовский - одну из проблемных точек среднеуральской коммуналки, - несмотря на массу не слишком радужных впечатлений, полон оптимизма:

- Период окупаемости энергосберегающих проектов - два года. А с учетом нынешних высоких потерь - вообще один сезон. Еще год-два, и этот рынок будет поделен, как все быстроокупаемые сферы. А значит, если мы хотим на нем работать, нужно его занимать.

Впрочем, по мнению чиновника, стимулировать внедрение энергоэффективных технологий на всех этапах выработки и передачи энергии необходимо "от потребителя". И один из главных рычагов власти в этом плане - тарифная политика. Нормативы потребления и тарифы на коммунальные услуги должны быть такими, чтобы они заставили граждан экономить энергоресурсы.

Увы, на начальном этапе реализации программ модернизации жилищно-коммунального комплекса заплатить за все придется именно потребителю. Поэтому позиция органа, регулирующего тарифы - Региональной энергетической комиссии, - более сдержанная:

- В основе тарифной политики должен лежать баланс интересов: с одной стороны, наша задача - обеспечить доступность коммунальных услуг потребителю, с другой - эффективность работы поставщиков энергоресурсов и предприятий ЖКХ, - отмечает начальник отдела ценообразования в энергетике Александр Соболев.

По мнению представителя РЭК, прежде всего необходима оптимизация схем энергоснабжения и затрат поставщиков энергоресурсов, многие из которых работают крайне неэффективно. Так, на сегодняшний день теплоснабжение в Свердловской области осуществляют порядка 500 организаций, 300 из которых в совокупности вырабатывают 1,5 процента всей тепловой энергии. Закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", отмечает Соболев, содержит определенные инструменты для изменения ситуации к лучшему (к примеру, право оставлять на предприятии сэкономленные в результате энергосбережения средства). Применение долгосрочных тарифов также должно помочь привлечь в отрасль инвестиции.

Как рассказал исполнительный директор теплосетевой компании из Среднеуральска Виктор Тупикин, энергосберегающие проекты в городе финансирует поставщик тепла - местная ГРЭС. Инвестиции окупились: вложив 12 миллионов рублей, получили экономический эффект, превышающий 41 миллион. За три последних года объем тепловых ресурсов, потребленных городом, снизился на 36 процентов, а в течение следующих двух лет коммунальщики планируют сократить расход тепла еще в два раза. Впрочем, как отметила проректор по науке Уральского экономического университета Эвелина Пешина, для успешного привлечения в сферу ЖКХ инвестиций необходимо, чтобы часть рисков взяло на себя государство.

- Инвестор - это не Дед Мороз, он планирует вернуть свои деньги, - вторит и глава Заречного городского округа Андрей Кислицын. - Когда мы финансируем проекты за счет бюджетных кредитов, они окупаются за пять лет, а за счет внешних источников - за десять и более. Это означает, что заключать энергосервисные контракты нет никакой возможности.

Глава муниципалитета привел такой пример: при замене уличных светильников на светодиодные городскому бюджету обеспечена экономия расходов на оплату электроэнергии в 3,6 раза. Таким образом, можно было бы окупить установку 500 энергосберегающих фонарей за три года - если бы не проценты по банковскому кредиту, которые увеличивают срок окупаемости как минимум втрое.

По словам Андрея Щербинина, начальника управления топливно-энергетического хозяйства администрации Екатеринбурга, государственная поддержка при решении задач повышения энергоэффективности уже предоставляется - надо просто грамотно читать законы и тщательно готовить документацию. Областной центр, реализующий на своей территории ряд проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры, такой помощью активно пользуется. В частности, получены кредиты под областные и муниципальные гарантии (в совокупности на три миллиарда рублей), кроме того, ставки по кредитам субсидируются из федерального бюджета. Правда, если, к примеру, Москва и Санкт-Петербург на реализацию инвестиционных программ получили по нескольку миллиардов прямой господдержки, то Екатеринбург осуществляет свои проекты исключительно за счет тарифов.

Однако возможности такого инвестора, как рядовой потребитель коммунальных услуг, ограничены: как заметил один из участников обсуждения, "у нас богатая страна, но бедное население". Понимая это, даже представители энергетических компаний говорят: значительно повышать тарифы нельзя - это лишь спровоцирует дальнейший рост неплатежей, и без того давно ставших серьезной проблемой. Вместе с тем существующие тарифы решить задачу модернизации коммунальной отрасли не позволяют.

Вот, например, какую калькуляцию привел директор Свердловской теплоснабжающей компании Сергей Ефимов. В относительно благополучном Екатеринбурге тепловая энергия для конечных потребителей в зоне централизованного теплоснабжения стоит на сегодняшний день 889 рублей за гигакалорию (с учетом НДС). В составе этого тарифа 60 процентов - цена генерации, 13 - стоимость транспортировки по магистральным сетям и 26 - по муниципальным распределительным сетям. Из 13 процентов, или 116 рублей, приходящихся на долю СТК, на инвестиционные цели можно использовать лишь 39 рублей (инвестиционная составляющая плюс амортизационные расходы). Екатеринбург в год потребляет тепловой энергии на восемь миллиардов рублей, из которых на долю СТК приходится чуть больше миллиарда. Выходит, за счет тарифа компания может вложить в реконструкцию магистральных сетей 366 миллионов рублей в год. При этом прокладка километра трубы большого диаметра стоит 100 миллионов рублей, то есть на деньги, которые заложены в тариф, можно переложить в год... три километра трубопровода. На балансе у компании 200 километров тепловых сетей, средний износ которых составляет 60 процентов.

Арифметика удручающая. Однако энергетики предлагают свой выход из ситуации:

- Нам не нужна прямая государственная поддержка, лучше провести налоговую реформу, - говорит Сергей Ефимов. - В восьми миллиардах рублей, которые потребители Екатеринбурга платят за тепло, 1,5 миллиарда - это НДС. Освободите поставщиков тепловой энергии на пять-шесть лет от налога на добавленную стоимость и обяжите сетевые предприятия за счет этих денег провести полную реконструкцию коммунальной инфраструктуры. Не надо ходить в банк, платить 19-20 процентов годовых. Безусловно, необходимо контролировать расходование этих средств - для этого можно создать на уровне правительства соответствующий орган.

Кстати

Не дожидаясь федерального решения, у области есть возможность предоставлять организациям, осуществляющим программы по повышению энергоэффективности, льготы по региональным налогам. Как сообщил начальник отдела энергосберегающих технологий министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Александр Чистяков, ряд субъектов РФ этим правом активно пользуются.