30 марта Комитет Совета Федерации по делам СНГ проводит "круглый стол", где парламентарии и эксперты России, Беларуси и Казахстана обсудят проблемы правового обеспечения и перспективы развития Таможенного союза.
Россия, принявшая на себя обязанности председательства в Содружестве Независимых Государств на 2010 год, предложила своим партнерам программу действий по активизации на важнейших направлениях интеграции и по укреплению СНГ.
Несколько лет назад потребность в ускоренной экономической интеграции привела к формированию меньших по составу и более гибких организаций - ЕврАзЭС и в ее рамках Таможенного союза, ставшего важной ступенькой на пути к образованию единого экономического пространства. Сегодня мы наблюдаем за передачей части государственных полномочий в рамках Таможенного союза на наднациональный уровень - значение этого шага трудно переоценить.
Дальнейшие шаги будут даваться, очевидно, непросто, но прецедент создан. Жизнь уже подталкивает нас опереться на этот прецедент и в рамках СНГ. Содружество располагает резервами развития, позволяющими перезапустить интеграционные процессы, в первую очередь в экономической и научно-технической областях. Дифференцированная отраслевая структура национальных экономик во многих отношениях становится взаимодополняющей. Еще не утрачены или могут быть быстро восстановлены трансграничные связи в сфере производственной кооперации. Содружество располагает квалифицированными трудовыми ресурсами, в том числе научными и инженерно-техническими кадрами, растущей прослойкой экономически подготовленных менеджеров. Созданы правовые основы межгосударственного сотрудничества. Мощной связующей основой является русский язык, помогающий преодолевать межгосударственные барьеры.
Не использовать эти преимущества было бы непростительной ошибкой. Логика исторического и экономического развития подсказывает: даже наиболее крупные государства чаще добиваются успеха и благополучия для своих граждан, действуя в экономическом партнерстве. Хрестоматийный пример - Евросоюз, предложивший своим членам динамичный вариант экономической интеграции.
Евросоюз создавался поэтапно - от общего рынка угля и стали через создание зон свободной торговли, свободного движения людей и капиталов к общим границам, единой валюте и Конституции. В основе перехода к каждому этапу лежала осознанная всеми участниками экономическая необходимость - в первую очередь наличие мощной экономической конкуренции со стороны США, а затем Японии и других стран. Осознание происходило не быстро и не равномерно, поэтому процесс затянулся на десятилетия. Перед СНГ сейчас стоят схожие проблемы. Их решение может быть найдено на том же пути, только осознание должно происходить быстрее - времени историей отпущено меньше.
Конечно, не исключено, что интеграционный процесс будет развиваться с разной скоростью, в разных сферах и на разных географических направлениях. В рамках Содружества отдельные участники присоединились не ко всем межгосударственным договорам и соглашениям, а их заключено свыше 1850. Однако в некоторых областях международно-правовая база уже стала прочной основой для более быстрого движения вперед. Например, в сфере регулирования трудовой миграции, образования, борьбы с преступностью. Отметим, что Грузия, громко хлопнувшая дверью Содружества, не вышла из 75 договоров и соглашений в рамках СНГ, участницей которых она остается, в том числе о зоне свободной торговли.
По мере роста уровня интеграции все большее значение будет приобретать способ принятия решений в СНГ. Принцип консенсуса был необходим в свое время, чтобы избежать резких центробежных движений в отношении отдельных участников Содружества. Сегодня этот принцип все чаще становится тормозом на пути развития.
Нуждается в реформе механизм не только принятия, но и исполнения решений. В Содружестве назрели серьезные структурные преобразования: слишком медленно продвигается работа на ключевых направлениях. Нужны конкретные успехи - свидетельства эффективности сотрудничества в конкретных областях. Мощным стимулом к возрождению интереса всех государств - участников Содружества в интеграционном сотрудничестве могла бы стать реализация нескольких многосторонних проектов инновационного характера. Нужны и крупные, и небольшие проекты, которые давали бы очевидную пользу гражданам и экономике, науке, культуре многих стран Содружества. Нужна соответствующая пропагандистская поддержка таких проектов.
Требуется и символический ребрендинг Содружества. Возможно, символику стоит пересмотреть, сделать более яркой, отражающей идею интеграции. Расширить применение символики - договориться, например, о размещении флага СНГ на всех посольствах государств - участников Содружества, в кабинетах рядом с национальным флагом.
В перспективе видится цель - принятие Конституции СНГ. Пусть в неблизкой перспективе, перескакивать через этапы нет необходимости. Это не угроза государственному суверенитету участников - вновь сошлемся на ЕС, в котором отдельные страны прошли интеграционный путь абсолютно добровольно и сохраняют не только национальную независимость, но и возможность выхода из объединения. Напротив, это способ сохранить и упрочить политический суверенитет и экономическую самостоятельность. И если путь от первых соглашений по свободному рынку до общей Конституции занял у государств Евросоюза около полувека, то для государств - участников СНГ скорость интеграционных процессов может быть выше в разы.