Согласование новых строительных проектов затягивается на годы, цены увеличиваются в полтора-два раза. Мириться с подобным дольше невозможно - премьер Владимир Путин поставил задачу найти способы справиться с бюрократической машиной. Некоторые предложения, подготовленные минрегионом, сегодня планируется обсудить в правительстве.
"Складывается впечатление, что сегодня от строителей в первую очередь требуется умение "договариваться" с властями, а само строительство - дело уже второе, - так обрисовал нынешнее положение дел в отрасли премьер. - Зачем тогда, спрашивается, обращать внимание на качество, внедрять новые технологии, повышать эффективность работы, если все заранее решают "теневые связи"?"
Основные "болевые" точки: массовые нарушения при осуществлении строительного надзора и госэкспертизы, выдаче разрешительной документации. До сих пор не удается сделать полностью прозрачными и процедуры предоставления земельных участков под строительство и подключения новостроек к коммунальным ресурсам.
Что же делать?
- Нынешняя система многочисленных согласований и разрешений, сопровождающих строительство, порождена отсутствием единого центра принятия решений в отрасли, отсутствием четкой системы подтверждения компетенции участников рынка и, соответственно, отсутствием внятной системы распределения ответственности, - считает директор департамента регулирования градостроительной деятельности минрегиона Илья Пономарев. - В существующей структуре вся ответственность лежит на представителе публичной власти, как правило, муниципальной. Именно он принимает окончательное решение о строительстве. Даже если оставить за скобками потенциальную коррупционность такой ситуации, несложно понять, что невозможно ожидать от администратора-неспециалиста абсолютной компетенции в такой комплексной и сложной отрасли, как стройка. Значит, страхуясь от потенциально неправильных решений, администратор всегда будет насаждать систему дублирования принятия решений и размытия ответственности. Отсюда дикое количество разного рода согласований. Самое неприятное, что такая схема далеко не гарантирует главного - качества и безопасности среды обитания, так как имеет своей целью лишь гарантию безответственности.
В Градостроительном кодексе сделана попытка ограничить количество подписей на проекте - в законе приведен закрытый перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство. Но в реальной жизни эта норма легко обходится: чиновники вводят дополнительные согласования при получении градостроительного плана, выдаче техусловий, экспертизе проектов. По данным минрегиона, например, в Хабаровске "пакет" необходимых согласований насчитывает 49 документов, в Челябинске - 60. Но бесспорным лидером по бюрократической активности является Москва - здесь, чтобы хоть что-нибудь построить, придется получить до 274 согласований (!).
Многие функции госрегулирования можно и нужно переложить на сам бизнес - именно для этого и создана система саморегулируемых организаций. Именно СРО теперь дают "зеленый свет" участникам рынка - взамен упраздненной системы государственного лицензирования. Ответственность за последствия некачественно проведенного строительства, в том числе и финансовая, также лежит на СРО. Но пока этот институт еще только формируется, и насколько эффективным он будет, говорить сегодня рано.
- Пока сфера регулирования СРО весьма ограниченна - не более 35 процентов объемов работ в отрасли, - говорит Илья Пономарев. - Кроме того, отсутствует дифференцированный подход к участникам рынка по объему ответственности. Так что есть реальная опасность резкого снижения качества строительства, несоблюдения требований безопасности со всеми вытекающими последствиями.
Как же "убить" сразу двух зайцев: с одной стороны, сократить количество проверяющих и контролирующих инстанций, а с другой - не дать возможности стройбизнесу в целях экономии пренебрегать качеством и безопасностью строительства? Некоторые шаги уже предприняты: так, система государственной экспертизы дополнена институтом негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Теперь предстоит законодательно закрепить расширение прав и одновременно ответственности негосударственной экспертизы.
Кроме того, по мнению главы минрегиона Виктора Басаргина, нужно "вернуть на стройку" главных инженеров и архитекторов проектов. Ввести их персональную аттестацию и ответственность за конечный результат. И одновременно обязать подрядчиков все изменения в проекте в процессе строительства "проводить" исключительно через ГИПов. Это предложение уже поддержали участники рынка. Руководитель аппарата Национального объединения проектировщиков Александр Першин подтвердил "РГ", что такой подход нацелен на поддержание безопасности и эффективности при строительстве и, кроме того, позволит избежать неоправданного завышения в процессе стройки сметной стоимости.
Еще одна важная инициатива - введение обязательного страхования объектов капитального строительства на всех этапах - от изысканий и проектирования и до эксплуатации уже построенного объекта. Таким образом, будет создана система независимого от государства контроля за соблюдением при возведении любого объекта необходимых требований безопасности.
Что касается задачи удешевления строительства без ущерба для его безопасности и качества (ведь то же страхование на снижение стоимости работать не будет), тут важную роль может сыграть возрождение института типового проектирования и создание банка таких "типовых" проектов. Если государство профинансирует эти работы, инвестиционный процесс, по расчетам минрегиона, удастся сократить минимум на год. Соответственно, в разы сократятся и временные и материальные затраты застройщика.