26.03.2010 00:29
    Поделиться

    За годы учебы в школе число практически здоровых детей сокращается почти вдвое

    Анализ жалоб на медицинское обслуживание показывает: более всего пациенты сетуют не на качество самой помощи, а на невнимание, на формальное к ним отношение. Но может, последнее сегодня не столь уж и важно? Важно, чтобы лечили хорошо.

    Об этом корреспондент "РГ" беседует с директором департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России Валентиной Широковой.

    Российская газета: Валентина Ивановна, ведь вы начали заниматься практическим оказанием медицинской помощи еще в ту пору, когда оканчивали Крымский государственный медицинский институт и подрабатывали медсестрой?

    Валентина Широкова: Да.

    РГ: То есть прошли все ступени оказания этой самой помощи. Скажите, так ли уж обязательно, чтобы современная медицина с ее роботами и мудрейшими приборами по-прежнему была пристально внимательна к каждому пациенту?

    Широкова: Мое глубочайшее убеждение: профессия врача требовала и будет впредь требовать сочетания высокого профессионализма и умения сочувствовать человеку, понимать его боль. Если такими качествами медик не обладает, ему не место в медицине. Пусть занимается иным делом. Да, слава Богу, у нас теперь немало лечебных учреждений, которые великолепно оснащены. В этих учреждениях трудятся специалисты, которые такое оборудование знают, умеют им пользоваться.

    РГ: Это атрибуты современного врача...

    Широкова: Иначе и нельзя. Но если не возникло доверия между врачом и пациентом, то это не просто некое отчуждение. Пациент не будет откровенен с таким целителем. А это важная составляющая для постановки диагноза, назначения оптимального лечения. В идеале после посещения врача пациенту должно становиться лучше.

    По данным Всемирной организации здравоохранения, лишь 20 процентов здоровья зависит от уровня самой медицины. Остальные 80 процентов - от наследственности, окружающей среды и качества жизни

    РГ: Кто-то из великих говорил: если после посещения врача пациенту не стало лучше, значит, его посетил плохой врач. А великий наш педиатр Юлия Домбровская мне когда-то сказала: "У врача, прикасающегося к ребенку, должны быть теплые руки". Но где взять такие руки? Такое сострадание в наш прагматичный век? В вузах и медицинских училищах этому не учат.

    Широкова: Не могу согласиться. Я сама преподаю на кафедре детских болезней Российского государственного медицинского университета, общаюсь со студентами. И, поверьте, среди них немало тех, кто пришел в профессию не случайно. Мне ближе всего, конечно, педиатрия. Сейчас в России 56 тысяч педиатров, 5,5 тысячи неонатологов. За всех не поручусь. Но в последнее время к нам в минздрав приходят не только жалобы, но и просьбы выразить благодарность врачу, медсестре. Более всего таких обращений из глубинки.

    РГ: Это-то как раз понятно: в глубинке меньше цинизма, больше человечности. Даже еще есть места, где незнакомые, встречаясь на улице, улыбаются друг другу и даже здороваются.

    Широкова: Вы тут абсолютно правы. Цинизм, равнодушие, черствость, нетерпимость - проблемы не только медицинского сообщества. Это тяжелейшее заболевание общества. Мы сотрудничаем с благотворительным фондом "Подари жизнь". И вот сотрудники этой организации нередко сталкиваются с вопиющей жестокостью по отношению к больным детям.

    Меня до сих пор трясет, когда вспоминаю историю избиения мальчика, который вынужден был после курса химиотерапии носить на лице маску. Не забуду маму с ребенком, которые после лечения малыша по поводу онкологического заболевания временно снимали квартиру. И хозяева этой квартиры, когда узнали диагноз, выставили маму с ребенком на улицу.

    РГ: Болезни общества лечить сложнее, чем физические недуги. Однако та же диспансеризация детей свидетельствует: проблем с их здоровьем выше крыши.

    Широкова: Много. Совсем недавно в "РГ" были опубликованы Основные показатели социально-экономического положения субъектов РФ. В этом документе говорится, что в 2008 году число детей, умерших в возрасте до года на одну тысячу родившихся, равнялось 8,5. А в 2009 году - 8,2. Надеемся, что такая положительная динамика сохранится. Не менее важно изменить ситуацию в охране здоровья школьников. Объясню, почему.

    За годы учебы в школе число практически здоровых детей сокращается почти вдвое. Прежде всего страдают зрение, желудочно-кишечный тракт, осанка. Вместе с Научным центром "Здоровье детей" РАМН мы сейчас отрабатываем систему оказания медицинской помощи школьникам. Однако вся проблема сохранения здоровья учащихся выходит за пределы компетенции минздрава. Скажем, питание, обеспечение учащихся горячими блюдами, меню, набор продуктов - это уже дело наше общее с министерством образования и науки.

    РГ: А школьная мебель? Когда-то нас рассаживали по партам, которые обязательно должны были соответствовать росту. И сколиоза, и прочих изменений осанки было заметно меньше. Теперь парт нет. Теперь столы с компьютерами. И осанка учащихся, похоже, учителей не очень волнует?

    Широкова: Ошибаетесь! Волнует и педагогов, и конечно, нас, медиков. Именно этой озабоченностью вызван к жизни проект "Наша новая школа". Его главная задача: дать качественное образование, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка и обязательно сохранить здоровье. В программе серьезное место занимают гигиенические нормы освещения помещений, удобство и функциональность мебели.

    РГ: Парты не вернутся в классы?

    Широкова: Мне трудно сказать, будут ли это именно парты. Но очень надеюсь, что это будет "здоровая" мебель. А значит, меньше нарушений осанки. "Наша новая школа" предусматривает рациональные физические нагрузки с учетом не только возраста, но и индивидуальных возможностей каждого школьника. Здесь одна гребенка для всех никак не подходит.

    Не могу не сказать еще об одном важнейшем направлении нашей деятельности. Все мы знаем, как сложна демографическая ситуация в стране. Хотя некоторые позитивные изменения наметились. Так, в 2009 году родилось почти на сто тысяч детей больше, чем в 2008 году. Это радует. Однако число бесплодных браков постоянно увеличивается. Одна из газет даже дала "шапку": в будущем все дети будут появляться на свет из пробирки. Это, конечно, преувеличение, но не без горьких на то оснований. Именно поэтому с 2011 года планируется диспансеризация подростков с целью раннего выявления нарушений репродуктивного здоровья. И не только выявления, но и оказания своевременной квалифицированной помощи.

    РГ: На репродуктивное здоровье влияют все факторы. И зависит оно не только от самого человека, от медицины - от всего общества...

    Широкова: Согласна. По данным Всемирной организации здравоохранения, лишь 20 процентов здоровья зависит от уровня самой медицины. Остальные 80 процентов - от наследственности, окружающей среды и качества жизни. А важнейшая составляющая этого качества - доброта.

    Поделиться