28.03.2010 23:04
    Поделиться

    Москву заполонили брошенные младенцы из Средней Азии

    В прошлом году в московских роддомах отказались от 460 детей. Только за полтора месяца этого года - еще от 90. Матери большинства отказников (примерно 90 процентов) - мигрантки, приехавшие в столицу на заработки.

    Как живут дальше маленькие киргизы, узбеки, таджики? До четырех лет - дом ребенка, затем - детский дом...

    - Речь даже не о национальности, - говорит Елена Синилкина, руководитель Московского регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. - О ней и судить-то трудно. Запись в графе "этническая принадлежность" в анкете у малыша появляется лишь в случае, если перед тем как сбежать из роддома, его мать оставит о себе хоть какие-то сведения. Тогда мы напишем, к примеру, "из казахов". Но чаще всего там стоит прочерк.

    Ведь как бывает? Известно, большая часть уборщиц, дворничих, официанток из Средней Азии существуют в Москве на птичьих правах. А природа берет свое. Избежать нежелательной беременности чаще всего из-за неграмотности женщины не могут. Приходит пора рожать, а у них нет ни дома, ни штампа о регистрации в паспорте. Вот и вызывает девушка "в интересном положении" по мобильному "скорую", называет улицу и номер дома, рядом с которым находится, садится на лавочку и ждет прибытия врачей. Говорит, что только что спустилась с вещами вниз. Отказать роженице в помощи врачи не вправе, даже если у нее при себе нет никаких документов. Родила. А идти с ребенком некуда.

    ...Игровая комната в доме ребенка, распложенного на улице Марины Расковой (Северный административный округ). Светлая, просторная, много красивых игрушек. Малыши как один, смуглые, с раскосыми глазами, в нарядных ползунках. Тем контрастнее выглядят на этом фоне их лица, словно отмеченные печатью одиночества - ни тени улыбки, ни требующего внимания крика. Так и хочется подойти, погладить по головке хотя бы вон того, пухлощекого малыша, который возится с погремушкой, что-то бормоча на известном лишь ему языке. Но этого лучше не делать. "Зачем лишний раз травмировать детей? - заранее предупредила директор дома ребенка Елена Рыжова. - Они ведь могут подумать, что нашлась мама!"

    Внутренний страх и неуверенность в завтрашнем дне - вот главная причина того, что матери-мигрантки бросают детей в чужом городе и чужой стране, считают эксперты. А затем они исчезают в неизвестном направлении. В надежде, что уж где-где, а в Москве найдутся сердобольные люди, которые приютят их детей. И по сути оказываются недалеки от истины.

    "Еще недавно москвичи редко усыновляли так называемых этнических детей, - говорит Елена Синилкина. - А сейчас в заявлениях на усыновление либо опеку все чаще указывается, что внешность и национальная принадлежность не имеют значения". "У нас приемная дочь Лейла и сын Максим, - рассказала "РГ" Ирина Черняк, которая вместе с мужем Александром стали приемными родителями этнических детей. - Какая разница, чья кровь в них течет? Во мне самой та еще гремучая смесь: славянская, польская, германская крови. Знаем мы лишь то, что это наши дети, мы гордимся ими, а они, надеюсь, когда вырастут, будут гордиться нами".

    А вот председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов считает, что судьбы брошенных малышей не завидны: "Детям с другим цветом кожи и иным разрезом глаз очень сложно адаптироваться в нашем городе. Они обречены на то, что их будут обижать и в детском доме, и в детсаду, и в школе лишь за то, что они не как все. Но это проблема не одной Москвы, скорее, общемировая. В той же Америке, с ее пропагандой политкорректности, толерантности, хватает и расизма, и национализма".

    Помочь малышам глава городского комитета межрегиональных связей и национальной политики Михаил Соломенцев призвал национальные диаспоры, широко представленные в столице.

    - Рожденные в Москве - прежде всего москвичи, - пояснил он корреспонденту "РГ". - Но это не значит, что им надо забыть свои корни.

    Был ли услышан призыв? Летом прошлого года в Москве появился благотворительный фонд содействия защите материнства и детства "Найди меня, мама!" ("Дергил наник"). Создали его выходцы из Таджикистана. По словам Мадины Юлдашевой, одной из его организаторов, фонд преследует две глобальные цели: находить для сирот из Средней Азии приемных родителей и убеждать женщин-мигранток не отказываться от своих еще не рожденных детишек. "Пять мамочек уговорили, - рассказывает Мадина. - Сейчас помогаем им: собираем для новорожденных вещи, коляски, кроватки, деньги. Ребятишкам же, которых все-таки оставили в роддоме, ищем новых родителей. Прежде всего через СМИ, которые выходят как в Москве, так и в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане. Сняли даже фильм об этих детях. В итоге только за прошлый год семейные пары из Таджикистана усыновили девять детишек. Еще двадцать нашли новых родителей в США, Германии, Австрии".

    Представитель киргизской диаспоры Асинбек Эгенбердиев поделился, что пытается наставить землячек на путь истинный и их благотворительный фонд "Аружан". Он тоже разыскивает киргизских женщин, убеждая их не отказываться от детей, родившихся в Москве. Иногда это приносит результаты. Правда, на работу с потенциальными мамами и папами для подкидышей денег нет.

    Комитет межрегиональных связей предлагает диаспорам свои варианты знакомства с потенциальными семьями для сирот: в рамках концертов, национальных праздников. "У ребенка должны быть родители, и мы будем помогать находить их", - сказал Михаил Соломенцев.

    мнение

    Ольга Маховская, психолог

    - Москвичи никогда не были ксенофобами. Помните землетрясение в Спитаке? После него жители столицы усыновили очень много армянских детей. Да и не только страшные трагедии могут подвигнуть горожан взять в семью этнического ребенка. Например, существует точка зрения, что чем дальше гены, тем здоровее будет потомство. Так что усилить свой род чужой кровью даже полезно.

    Справка "РГ"

    В региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, зарегистрировано 4640 анкет. Каждый пятый из этих детей - сирота. У 80 процентов ребятишек родители живы, но они либо отказались от ребенка, либо их лишили родительских прав.

    В прошлом году в семьи были устроены 2514 детей, 256 из них взяты под опеку, остальные усыновлены.

    Поделиться