Новости

29.03.2010 00:30
Рубрика: В мире

Связанные одной сетью

Корреспонденты "РГ" выяснили, как Интернет влияет на развитие гражданского общества в разных странах

Израиль - страна многобщинная и разноязыкая. Поэтому и социальные сети характеризуются многоязыкой разноголосицей. В Интернете нетрудно найти сетевые сайты не только на иврите, арабском или английском языках, но и на русском, французском, испанском, румынском, венгерском и амхарском.

Финансируюся сайты обычно из двух источников - за счет членских взносов и спонсорской помощи. Cреди коренных израильтян известностью пользуется сайт "Мекушарим" ("Связанные"), который можно считать ивритской версией знаменитого "Фейсбук". На "русской улице" популярны сети, объединяющие людей по таким личным проблемам, как болезни и житейское неустройство. Популярны сетевые сайты и тех, кто ежегодно отправляется в дальние путешествия, например в Южную Америку или Индию. Активно посещаются сайты, объединяющие матерей-одиночек и родителей, дети которых пристрастились к наркотикам.

Конкретную помощь "русским" израильтянам оказывают сетевые сайты, помогающие преодолеть правовую и социальную несправедливость, неосведомленность в реалиях новой страны. Например, сайт и рассылка "Права человека", стартовавшие в январе 2009 года, предлагают информацию юридического и социального характера, предназначенную для защиты интересов русскоязычной общины. Публикуются статьи, раскрывающие правовой и социальный беспредел в отношении законопослушных граждан, а также нередкую бездеятельность государственных чиновников различного ранга.

Сайты и рассылки "Еврейский калейдоскоп" и "Русский мир", созданные в 2002 году, помогают общению и обмену информацией по темам, актуальным для выходцев из бывшего СССР, проживающих не только в Израиле, но и в других странах мира.

Распространением своей информации посредством указанных интернет-рассылок активно пользуются посольство России и Российский культурный центр в Израиле, агентство "Россотрудничество", МИД России, организации соотечественников России во всем мире. Создателем и куратором этих сайтов и интернет-рассылок является житель небольшого израильского города Ход-Шарон, руководитель общественных организаций бывших сотрудников правоохранительных органов СССР/СНГ "Щит и меч" и Русскоязычного центра информации и культуры (РЦИК) Георгий Анагельдынович Берензон-Чариев, в прошлом майор милиции УВД Ташкентской области.

В беседе с корреспондентом "РГ" Берензон-Чариев подчеркнул, что в социальном аспекте самым востребованным и популярным за очень короткое время стал сайт "Права человека", на который ежедневно поступают десятки сообщений. "Когда в рамках сайта мы открыли проект "Черный список", - поясняет Георгий Анагельдынович, - то стали получать много писем от пенсионеров и "свежих" репатриантов, которые из-за слабого знания иврита "повелись" на рекламу тех или иных недобросовестных компаний".

Между тем

По словам бывшего майора милиции, прежде чем поместить негативную информацию на сайт "Права человека", она, естественно, проверяется. У большинства историй есть и свое продолжение. Последний пример: в начале марта 2010 года по следам статьи "Презумция невиновности", написанной Георгием, "герою" одной неприглядной истории позвонили из канцелярии президента Израиля и пообещали взять дело на особый контроль.

Бунт на экране монитора

Текст: Анна Розэ

Недавно в нашем районе собирались строить громадный торговый центр. Сама идея была вроде бы не пагубная, а скорее, благая для всех окрестных обитателей. Ведь район на самом краю Берлина, ближайшие магазины, в лучшем случае, на расстоянии двух остановок городской электрички.

Однако жители района не были в восторге от проекта. Ведь для доступа к потенциальному торговому центру предполагалось расширить тихую вымощенную булыжником старинную улицу, выкорчевать больше сотни деревьев и превратить городскую планировку начала прошлого века в современный цементно-асфальтированный ландшафт.

Народ взбунтовался. И бунт этот был не бессмысленным и беспощадным. Люди просто тихо воспользовались всеми имеющимися в их распоряжении гражданскими правами. Так, в районной аптеке можно было подписать листы с петицией к управляющему отделом строительства местной администрации. В парикмахерской висели приглашения на регулярные собрания активистов движения против уродливого торгового центра, которые, кстати, проходили в местной протестантской церкви. На улицах прохожих вылавливали добровольцы, спеша всучить листовки с призывом встать на защиту архитектуры и флоры родного района. Более того, на специально сделанной странице Интернета под названием "Гражданская инициатива Целендорф" все могли получить информацию об успехах жителей района в борьбе против коммерческих застройщиков, а также скачать формуляр для подписи.

Я тоже поставила свою подпись в Интернете и стала ждать - что же будет дальше. Через год стало ясно: мы победили! Застройщики почувствовали на своей шкуре всю силу народного гнева и изменили направление проекта. Теперь на бывшем пустыре красуются новый продовольственный магазин и "Дом врача" с небольшими офисами и мастерскими, соразмерные с аппетитами и потребностями района.

Подобным образом функционирует любая гражданская инициатива в Германии. Здесь уже сформировалось крепкое гражданское общество, развивать его с азов не надо. Сотни тысяч некоммерческих организаций (НКО) существуют по всей стране: профсоюзы, церковные объединения, гражданские союзы.

Интернету при этом отведена вспомогательная роль. Исключено, чтобы какая-либо НКО не имела своего портала. Он может быть сделан кустарным способом и выглядеть довольно непритязательно, а может быть и вполне профессиональным - зависит от бюджета организации и от рекламных ресурсов. НКО используют Интернет для различных проектов. Например, кто-то хочет организовать частную школу и собрать на это благое дело деньги. Кто-то - призвать людей на демонстрацию против неонацистов. Другой - объединить единомышленников на защиту рыжих белок или диких кошек.

Большой популярностью в Германии пользуются порталы взаимопомощи для различных социальных групп. Например, для больных раком или для родителей детей с наркозависимостью. Там можно анонимно обменяться любыми мнениями и получить совет. Содержание таких форумов никто не контролирует. С одной стороны, это хорошо: люди могут раскованно рассказывать друг другу о своих проблемах. С другой стороны, кто знает, какого качества бывают некоторые "проверенные" советы.

Бурно развиваются в немецких виртуальных сетях и общественные форумы, и клубы по интересам, и страницы поиска сослуживцев, одноклассников, работы, товаров и услуг. Однако к гражданскому обществу это имеет, скорее, опосредованное отношение. Ведь все эти пользователи не стремятся что-то изменить или создать, а просто ищут возможность что-то приобрести или отвести душу и поделиться мнением с кем-то конкретно, а то и со всем миром. Такие страницы существуют по принципу "выйти в лес и крикнуть "ау".

Политические дискуссионные форумы на сайтах газет и журналов - прямая противоположность этому. На них обсуждают любые новости в любых ракурсах, главное - не переходя на личности. Кстати, насчет неприличных выражений и оскорблений: во всех немецких изданиях форумы контролируются специальным сотрудником редакции, а мнения, содержащие нецензурные выражения и брань, не выходят в сеть. Я сама попробовала однажды проверить, функционирует ли такой контроль, и написала слово "идиоты" применительно к участникам, высказывающим противоположное мнение в форуме журнала "Штерн", и получила в ответ: "Так как содержание Вашего письма не соответствует этическим принципам нашего форума, мы не можем опубликовать его". Больше я проверок не устраивала.

Корейцы стали нетизенами

Жизнь современных корейцев немыслима без ноутбука и мобильного телефона. Интернет и мобильная связь сейчас пронизывают все сферы их жизни, начиная с простого общения и заканчивая сложными финансовыми операциями.

Быстрые темпы развития высоких технологий в Южной Корее вызвали не менее быстрые перемены в общественной жизни. Популярность Интернета и сетевых сообществ стала настолько высокой, что был изобретен даже специальный термин - "нетизен", то есть человек, живущий в интернет-пространстве.

Особенно социальные сети пришлись по душе молодежи. Дешевый и простой доступ в Интернет, мобильный Интернет и смартфоны сделали сетевое общение одним из самых любимых занятий подростков.

Другой причиной большой популярности общения через Интернет является сохраняющаяся до сих пор закрытость корейцев при прямом общении.

Выражение своих мыслей или мнения по острым вопросам, особенно для молодого поколения, является далеко не всегда возможным. Корни такого поведения уходят в конфуцианство, многие элементы которого до сих пор сохраняются в системе воспитания и образования Южной Кореи. Жесткая иерархичность и ранжирование общения во многом делают его ограниченным и малоэффективным в плане обмена информацией.

А попадая в интернет-пространство, нетизены общаются уже не в вертикально выстроенном обществе, а в горизонтальном. Выбрав себе псевдоним, они могут поделиться своими переживаниями или впечатлениями, не боясь порицания или непонимания со стороны своего собеседника.

Блоги, форумы и интернет-кафе стали неотъемлемой частью жизни многих людей, которых объединяют самые различные интересы, начиная с коллекционирования сигаретных пачек и заканчивая вопросами идеологии.

Но пока по своей влиятельности эти объединения еще уступают таким общественным организациям, как профсоюзы. Последние не только объединяют огромное количество рабочих и служащих, но также способны вступать в борьбу с правительством и финансовыми конгломератами, организовывая массовые забастовки и выдвигая требования.

Однако история Южной Кореи все же знает пример, когда нетизены смогли повернуть ее ход. Во время президентских выборов 2002 года группа молодых людей, поддерживавшая Но Му Хена, сумела мобилизовать его сторонников через Интернет. Их действия во многом оказали решающее влияние на исход выборов и помогли Но Му Хену стать президентом страны.

Впрочем, далеко не всегда самовыражение даже в электронной сети гарантирует безопасность. В прошлом году один южнокореец, использовавший в веб-пространстве псевдоним Минерва, позволил себе покритиковать экономическую политику президента Южной Кореи Ли Мён Бака. Незадачливого "экономиста" быстро вычислили и взяли под стражу. Спасло его только то, что этот случай вызвал широкий резонанс в обществе и СМИ. В итоге арест Минервы только усилил критику в адрес правительства, а его имя стало нарицательным и попало в Википедию.

Орудие не только пролетариата

Сегодня во Франции без Мировой паутины уже не мыслят себе жизнь как молодые, что и понятно, так и люди в возрасте. По своей сути социальные интернет-сети стали своего рода современными орудиями широкой демократизации общества.

Почти половина населения Франции имеет доступ к Интернету, а если точнее, 29 млн из 65. Как свидетельствует статистика, 77 процентов из этого числа или являются членами социальных интернет-сетей, или активно ими пользуются.

Появились эти сети во Франции в период с 2003 по 2005 год и стали развиваться необычайно быстрыми темпами. Сейчас достигли, как мне поведал большой "дока" в этой области, автор ряда книг Ален Лефебр, статуса "мейнстрима", то есть вошли в повседневную жизнь широкой публики.

Какие сети самые распространенные во Франции? Здесь нет большого сюрприза. На сегодняшний день это вездесущая платформа "Фейсбук". Ею пользуются около 15 млн местных "интернавтов", причем две трети из этого числа составляет молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Школьники и студенты обмениваются между собой разнообразнейшей информацией, назначают встречи, вывешивают фотографии... Всего не перечислишь.

Надо сказать, что в лидеры "Фейсбук" выбился не так давно. Ранее первое место долго удерживалось за другой, исконно национальной сетью - "Друзья минувших дней", а второе - за "Tромби". Обе, отличаясь лишь в деталях, похожи на российских "Одноклассников".

В профессиональной сфере самой продвинутой является сеть "Виадео". Она, кстати, в отличие от многих других платная. Активно используется различными компаниями для поиска квалифицированных кадров, установления контактов, продвижения продукции. Ежегодно, как утверждает "Виадео", через нее осуществляется порядка 25 млн контактов в области экономики и финансов.

Главный источник финансирования социальных сетей во Франции - реклама. К примеру, ресурс "Друзья минувших дней", бесплатный для пользователей ресурс, заработал в прошлом году около 4 млн евро.

Какие отношения складываются между сетями и французскими властями? На этот вопрос Ален Лефебр ответил:

- Да их просто нет. Понятно, что власти так или иначе пытаются контролировать Интернет, в частности от всяких безобразий, к примеру, от распространения педофилии. И это правильно. Но в остальном социальные сети - зона свободы. Выдвини, допустим, французские власти некие претензии "Фейсбук", так никакой реакции вообще не будет.

Что касается наших политиков, то они пытаются как-то использовать социальные сети, но, как мне представляется, делают это плохо. Единственный пример успешного использования сетей - американский, когда они были удачно задействованы в ходе предвыборной кампании Барака Обамы.

Общество реалистов

Как и в любой европейской стране, в Бельгии Интернет занимает довольно важное общественное место. Однако в силу национальной специфики местные социальные интернет-сети распространения не получили. И на это есть несколько причин.

Прежде всего по своим размерам Бельгия - довольно маленькая страна, население которой едва превышает 11 млн жителей. Из-за национальной политико-географической особенности эти 11 млн разделены на две основные языковые группы - франкоговорящих валлонов и носителей разновидностей нидерландского языка фламандцев. При этом и одни, и другие в большинстве случаев не горят желанием общаться на языке своих соседей по стране, а некоторые его просто и не знают. Вот и получается, что потенциальная аудитория возможных интернет-сетей, одним из преимуществ и характерных особенностей которых является массовость участников, сокращается до мизерных размеров.

Нуждающиеся в интернет-общении бельгийские франкофоны являются завсегдатаями французских форумов и интернет-клубов, ну а фламандцы предпочитают нидерландские ресурсы, благо Интернет не знает географических границ. При этом всемирно распространенные различные "живые журналы", "фейсбуки" и прочие "твиттеры" остаются популярными и у тех, и у других. Но они больше служат для общения и обмена информацией, нежели для проявления гражданской активности.

Свои проблемы, как и проблемы своего общества, бельгийцы привыкли решать в пространстве реальном, а не виртуальном. В стране существует множество различных неправительственных организаций (НПО), объединяющих политические партии, пацифистские движения или даже общества по защите прав потребителей. При этом Интернет всеми такими НПО используется лишь в качестве средства информирования о своей деятельности и привлечения в свои ряды новых участников. И такая формула работы устраивает всех.

Первым был "Классмейтс"

Америка, которая изобрела массовый Интернет еще в конце 1970-х годов, сегодня является своеобразным законодателем моды в области электронных социальных сетей.

Ныне в США очень проблематично встретить человека, не имеющего своей учетной записи или блога в популярных сетях "Фейсбук", "Tвиттер" или аналога российского проекта "Одноклассники" - "Классмейтс". Именно с подачи американцев эти ресурсы, а также "Mайспейс", "Лайвджорнэл", "Ютьюб" и другие сети стремительно "расползлись" по миру.

Считается, что развитие социальных сетей в США стартовало еще в 1990-е годы прошлого века с запуска сервиса "Классмейтс", который послужил прототипом одноименной российской сети. Но лишь последние несколько лет популярность социальных сетей в США начала расти лавинообразным образом. В прошлом году "в сети попали" около 60 млн взрослых жителей США, или более 35 процентов всего населения, тогда как еще в 2007 году их было только 15 процентов. При этом весьма любопытно, что, чем меньше возраст американских интернетчиков, тем выше процент их участия в социальных интернет-объединениях. Так, среди американских пользователей в возрасте от 18 до 24 лет участниками социальных сетей являются 75 процентов. В возрастной группе от 25 до 34 лет доля пользователей сетей составляет 57 процентов. А среди интернетчиков старше 34 лет, но младше 45 лет, количество пользователей социальных сетей находится на уровне 30 процентов. Даже старшее поколение жителей США вовлекается в процесс интернет-социалицазии, и среди интернетчиков старше 65 лет социальными сетями пользуются около десяти процентов.

С увеличением числа пользователей социальных сетей соответствующим образом растет и время, которое люди тратят на онлайновое общение в них. Если два года назад на сетевую переписку тратилось около 18 процентов всего времени, проводимого "компьютеризированной" аудиторией в Интернете, то сегодня уже 32 процента.

На данный момент, число пользователей иных электронных объединений интернет-единомышленников в США перевалило за 80 миллионов человек (треть населения Америки), а визиты пользователей на сайты социальных сетей исчисляются миллиардами.

Интересно, что в США наблюдается активный процесс замещения традиционных развлечений во Всемирной паутине, например онлайн игр "сетевыми разговорами". Американцы все чаще проводят свой досуг у компьютера новым образом - общаются с друзьями, обмениваются с ними информацией и мнениями, ведут блоги, выкладывают фото и видео.

Сегмент тематических социальных сетей в США пользуется бешеной популярностью. Здесь можно найти все что угодно: от интернет-объединения родителей до социальных сетей пчеловодов, любителей собак и кошек, книголюбов и шопоголиков, меломанов, автолюбителей и так далее.

С развитием рынка социальных сетей заметно выросли и доходы за счет рекламы в наиболее популярных ресурсах. Любопытно, что, по некоторым данным, расходы турагентств на рекламу в социальных сетях США за последние несколько лет выросли на 364 процента, а расходы представителей индустрии развлечений - на все 812 процентов. Ожидается, что общие расходы на рекламу в социальных сетях в США в текущем году достигнут отметки в 900 млн долларов, а к 2011 году вырастут до 2,5 млрд долларов.

В мире Ближний Восток Израиль В мире Европа Бельгия В мире Европа Германия В мире Европа Франция В мире США А как у них?
Добавьте RG.RU 
в избранные источники