Более чем в тысяче муниципальных образований государству пришлось вручную обуздать неоправданный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Еще 12 марта президент Дмитрий Медведев, обеспокоенный ситуацией с ростом коммунальных платежей в ряде регионов, поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку провести аудит тех муниципальных образований, где этот рост выглядел слишком резким.
"Удалось установить, что из 15 тысяч муниципальных образований превышение полномочий органами местного самоуправления было допущено в 147, - доложил спустя отведенный срок Козак. - Там не всегда были высокие тарифы, но тем не менее решения были приняты с превышением полномочий".
Еще 1046 муниципальных образований были уличены в том, что формально приняли решения в пределах полномочий, но тарифы увеличили существенно - местами до 300 процентов. Действовали они при этом непрозрачно, увеличивая не тарифы, а больше нормативы потребления коммунальных услуг. "Это, что называется, двойной грех, потому что таким образом прямо перекладываются все потери в сетях, неэффективность работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, поставщиков услуг непосредственно на потребителя", - заявил вице-премьер.
В большинстве муниципальных образований тарифы и нормативы уже возвращены в рамки разумного. Местами в безапелляционной форме. "Максимум - 25 процентов, независимо от экономических обоснований, независимо от оснований, которые предъявлялись этими муниципальными образованиями в качестве основ для повышения тарифов", - сообщил Козак. Там же, где решения еще не приняты, руководители этих регионов заверили, что все урегулируют в ближайшие дни. "Надо сказать, что была поставлена руководителям регионов задача - там, где решения были приняты с превышением полномочий, тарифы граждан пересчитать с 1 января 2010 года и вернуть излишне полученные деньги", - заявил вице-премьер.
- Если после селекторного совещания вы выясните, что кто-то все-таки поступил нечестно, обманул и региональные власти, и федеральную власть, то это будет поводом для принятия абсолютно жестких решений об увольнении соответствующих людей с должности и о привлечении их, если до того времени они не будут привлечены, к ответственности", - предупредил Медведев.
Параллельно тарифную работу, разъезжая непосредственно по стране, продолжает Комиссия Госдумы по контролю за тарифами и нормативами на услуги ЖКХ. Архангельская область стала пятым регионом, в который приехала комиссия Госдумы.
Официально тарифы в Архангельской области с 1 января текущего года поднялись не более чем а 30 процентов: на 18 процентов подорожала стоимость гигакалории и киловаттчаса, на 56 процентов - водоснабжение в областном центре. Однако злую шутку сыграла очень холодная зима: потребление тепла в январе и феврале сильно возросло, поэтому и счета люди получили с суммами не на 30, а на 50, а то и 70 процентов большими, чем за декабрь 2009-го.
Во многом повышение тарифов стало следствием ухода от перекрестного субсидирования. Ликвидировать его власти обязаны в соответствии с федеральным законом N 185.
- Тариф для нашего предприятия увеличился на 8,1 процента, - пояснил руководитель генерирующей компании Владимир Мокрицкий, - остальные 10 процентов возникли в результате ликвидации перекрестки.
Это же стало причиной резкого роста цены за воду. Как сообщил мэр Архангельска Виктор Павленко, муниципальные власти вынуждены были пойти на эти непопулярные меры, чтобы получить финансовую поддержку из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Градоначальник предложил растянуть процесс ликвидации перекрестного субсидирования до 2016 года, чтобы смягчить ежегодный рост тарифов.
Владимир Пехтин, депутат Государственной Думы, руководитель Комиссии Госдумы по контролю за тарифами и нормативами на услуги ЖКХ:
- Сегодня на рынке ЖКХ появилось множество управляющих компаний, которые просто собирают с населения деньги за то, что они не производят. Поэтому мы будем добиваться, чтобы поставщики тепла прежде всего общались с гражданами напрямую, без перекупщиков. Еще в Архангельске очень велики нормативы на потребление воды - 300 литров на человека в день. Нужно обязательно внимательно их проанализировать.
В регионах очень много примеров, когда УК не могут считать себя легитимными, потому что их никто не выбирал. В Самаре, например, из 27 было 22 таких компании. Людям просто не разъясняют, как формируются тарифы и нормативы, перед ними никто не отчитывается, они зачастую не понимают, куда уходят их деньги. Это нужно делать значительно активнее, тогда и вопросов будет меньше.