Острая фаза кризиса преодолена, но российские потребители не спешат выходить из режима экономии. Прибыль магазинов сокращается, а оборот торговли за первый квартал этого года упал на 8 процентов.
"В торговле пока наблюдаются те же тенденции, что и в прошлом году, - говорит Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли, - на докризисный уровень в ближайшее время мы не выберемся". По данным Высшей школы экономики, прибыль участников рынка сократилась на 12 процентов.
Как говорит эксперт, из-за роста курса доллара производители товаров в последнее время существенно подняли стоимость своей продукции, поэтому и торговцы вынуждены повышать цены. За два месяца этого года они выросли уже на 2,5 процента. При этом, по данным Росстата, цены у производителей сельхозпродукции поднялись на 5,1 процента. Розница пока прикрывает эту разницу из своего кармана - если цены повысить еще, покупать совсем перестанут. Поэтому прибыль магазинов продолжает падать.
"Мы видим тенденцию, о которой говорили, ратуя за принятие закона об основах государственного регулирования торговой деятельности, - комментирует Виктор Семенов, председатель совета Ассоциации отраслевых союзов АПК. - В сетевых торговых компаниях до сих пор существовала избыточная рыночная сила. Теперь, хотя закон о торговле еще не вошел в полную силу, начался процесс перераспределения прибыли внутри продовольственных товаропроводящих цепочек. Причем, как мы и предполагали, не в ущерб потребителю".
Тем не менее, по данным исследования, настроение у торговцев к марту этого года сменилось на позитивное, и они ожидают в ближайшее время оживления спроса.