Юрий Медведев: Государству не рационально быть собственником всего имущества

Как идет процесс урегулирования прав собственности с Украиной, другими республиками бывшего СССР и возвратятся ли их экспозиции на Всероссийский выставочный центр? Планирует ли государство приватизировать крупнейшие киностудии "Ленфильм" и "Мосфильм" и почему оставляет в собственности "Росгосцирк"?

На эти и другие вопросы на "Деловом завтраке" в "РГ" ответил заместитель руководителя Росимущества Юрий Медведев.

Российская газета: Юрий Митрофанович, сколько сегодня у нас имущества в странах СНГ и в дальнем зарубежье?

Юрий Медведев: У России есть имущество в более чем в 120 странах мира. Это свыше трех тысяч объектов, примерная стоимость которых на сегодняшний день - около 3 млрд долларов. Россия имеет также 15 долей и пакетов акций в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, являющихся имуществом казны Российской Федерации, стоимость которых около 200 млн долларов. Росимущество за рубежом непосредственно управляет только этими долями и пакетами акций. Все, что касается управления заграничной недвижимостью, находится в компетенции управделами президента и МИДа России. Частично, с недавних пор - в компетенции минэкономразвития, в управление к которому отошли здания торгпредств.

"Полет" в Крыму

РГ: Известно, что многие годы пока так и не удается урегулировать права собственности России в Украине, где "застряли" сотни спорных зданий, в том числе оздоровительные комплексы в Крыму, лаборатория Государственного астрономического института имени Штернберга и многие другие. Каковы все-таки перспективы?

Медведев: Россия претендует на право собственности почти по 300 объектам социальной сферы и промышленности, находящимся в Украине. Полностью отрегулированы вопросы только по двенадцати из них. Надеюсь, сейчас процесс урегулирования отношений собственности между Российской Федерацией и Украиной выйдет на новый уровень. В том числе с помощью актуализации взаимных имущественных претензий, внесения изменений в действующие соглашения. Например, по объектам социальной сферы действующее межправительственное соглашение ориентировано на то, чтобы каждая сторона представила доказательства, подтверждающие финансирование спорных объектов за счет средств республиканских бюджетов или средств от хозяйственной деятельности предприятий. Однако требуемые для доказательства прав собственности документы найти очень сложно, а некоторые практически и невозможно.

РГ: Какой же выход?

Медведев: Украинская сторона, к примеру, предлагала установить ограничительный срок для представления таких доказательных документов. Если, к примеру, к часу "икс" бумаги не будут представлены, все претензии автоматически снимаются. Мы категорически против такого подхода. И выступаем за так называемую приобретательную давность. То есть если предприятие успешно и добросовестно эксплуатировалось той или иной страной, к примеру, более 15 лет, значит, можно уйти от доказательной базы и признать право собственности. Попытки же использовать доказательную базу ведут только к разногласиям. Ждем, что при новом руководстве Украины подходы будут скорректированы и процесс признания прав собственности на объекты как в России, так и в Украине пойдет более оперативно.

РГ: Интересно, что в это время происходит со спорным имуществом в Украине? Ветшает, разрушается?

Медведев: Многие из объектов, вопреки подписанному соглашению, Украина использует по своему усмотрению: их продают, создают новые акционерные общества. Так, в настоящее время при активном участии нашего МИДа, идет разбирательство относительно прав в отношении специализированного санатория-профилактория "Полет" в Крыму. Россия, между прочим, готова инвестировать в такие объекты и значительные финансовые средства. Это прямая выгода украинской стороне. Ведь когда предприятие сможет плодотворно работать, оно будет приносить хорошие доходы в бюджет в виде налогов, а граждане Украины получат дополнительные рабочие места.

Вы - нам, мы - вам

РГ: Есть ли подобные конфликты интересов с другими бывшими союзными республиками, а может быть, и со странами, входившими когда-то в СЭВ?

Медведев: Подчеркну: конфликтов нет. Есть проблемы неурегулированности. На Украине в большей степени. С другими странами ситуация менее острая. Правда, недавно Казахстан подал иск в экономический суд стран СНГ о признании права собственности на имущественный комплекс санатория "Узень" в Ставрополе. Все-таки я уверен, что есть все возможности для того, чтобы не доводить подобные вопросы до суда, а решать их на паритетном уровне, то есть, практически говоря, вы - нам, мы - вам, в соответствии с законом и реалиями сегодняшнего дня. И у нас достаточно много примеров весьма и весьма плодотворного взаимодействия и сотрудничества. Взять хотя бы сотрудничество с Арменией. На протяжении всех последних лет оно осуществляется без каких-либо серьезных сбоев. Не случайно все задачи, поставленные перед руководством армянских предприятий, переданных в 2003 году Арменией Российской Федерации в лице Росимущества в счет погашения государственного долга, в 2009 году были выполнены, а финансовые результаты превысили запланированные показатели. В самое ближайшее время совместно с представителями Армении запустим очень интересный, обоюдовыгодный проект по объединению научно-исследовательских институтов - присоединение ЗАО "ЕрНИИАСУ" и ЗАО "НППМ" к ЗАО "ЕрНИИММ", с последующим созданием с ЗАО "РАО Марс" свободной экономической зоны.

Если говорить о взаимодействии со странами - бывшими участницами СЭВ, то одним из самых перспективных проектов может стать преобразование Болгаро-Российского совместного предприятия "Автоэлектроника" в акционерное общество, 50% акций которого планируется передать ОАО "Российская электроника". Предприятие "Автоэлектроника" было создано в далеком теперь уже 1986 году. Основная цель его создания заключалась в том, чтобы обеспечить автозаводы СССР электронными системами и компонентами на базе совместных разработок и производства. За прошедшие почти четверть века, как говорится, много воды утекло. В том числе был период, когда работа совета предприятия носила чисто формальный характер. Сегодня, на мой взгляд, у нас есть все возможности для того, чтобы не только реанимировать проект, но и придать ему новый мощный импульс. Ведь компании вполне по силам создание конкурентоспособного производства энергосберегающих систем освещения на основе светодиодов и возобновляемых источников энергии (кремниевые и тонкопленочные солнечные батареи), а также создание других высокотехнологических проектов. Согласитесь, эта тема сегодня более чем актуальна. В настоящее время очень многое зависит от эффективной совместной работы, сформированной российско-болгарской рабочей группы по преобразованию "Автоэлектроники" в акционерное общество.

РГ: Возвращаясь к теме "Вы - нам, мы - вам", возможна, к примеру, такая постановка вопроса: мы вам - выставочно-коммерческие центры в павильонах бывших республик СССР на территории Всероссийского выставочного центра в Москве, а вы нам - санаторий на Иссык-Куле"?

Медведев: Такой обмен должен быть прежде всего просчитанным и правильным, как по сути, так и по содержанию. А если уж вы заговорили о ВВЦ, то не могу не сказать о том, что в последнее время у многих стран СНГ появляется все больший интерес к аренде площадей здесь. Есть желание организовывать постоянно действующие торговые представительства, выставки. На ВВЦ уже работает павильон с товарами из Армении. В любой воскресный день здесь многолюдно. Скоро начнет свою работу и постоянно действующая выставка Республики Беларусь. Уверен, что со временем на ВВЦ будет и экспозиция Украины, и других стран ближнего зарубежья.

РГ: А в связи с чем государство увеличивает в 2010 году уставной капитал ВВЦ на 200 млн рублей?

Медведев: Уставной капитал ВВЦ не увеличен. Эту сумму правительство выделило ВВЦ по госконтрактам как оператору для создания российской экспозиции на ЭКСПО-2010 в Шанхае.

РГ: Не поднимается ли вопрос о приватизации ВВЦ?

Медведев: Во-первых, на территории ВВЦ находится около 50 памятников федерального значения в разных стадиях физического износа, и, соответственно, они требуют больших затрат. При этом памятники в силу разных причин не были внесены в уставной капитал ВВЦ.

Во-вторых, исторически сложилось, что земля ВВЦ находится, как в федеральной и муниципальной собственности, так и в собственности частных лиц. А разграничения участков нет. В такой ситуации о приватизации в настоящее время говорить нет смысла. Для начала надо решить проблему создания единого имущественно-земельного комплекса. И достичь взаимопонимания с другим акционером - Москвой.

И на земле, и в Интернете

РГ: Росимущество сегодня распоряжается активами спиртовой отрасли?

Медведев: "Росспиртпром", созданный в декабре 2009 года, представляет собой акционерное общество со 100-процентным участием государства, полномочным представителем которого выступает Росимущество.

РГ: Этого достаточно, чтобы влиять на ситуацию?

Медведев: "Росспиртпром" занимает достойное место на рынке, в значительной степени определяет ценовую политику и качество крепких ликеро-водочных напитков.

РГ: Большая часть земель в стране, в том числе сельскохозяйственного назначения, все еще принадлежит государству. Рос имущество оказывает влияние на процессы, которые происходят с землей, находящейся в ведении Российской академии наук и Россельхозакадемии?

Медведев: Проблема очень острая. Особенно с Россельхозакадемией. Сегодня за ней числится около 2,5 миллиона гектаров земли, из них около 500 тысяч используются, мягко говоря, с нарушениями. Это и самовольные постройки, и аренда, и субаренда. При этом как сельскохозяйственные земли они по назначению как раз не используются.

Мы сейчас проводим полную инвентаризацию. Предстоит кропотливая работа по наведению порядка.

РГ: Сейчас эксперты активно обсуждают законопроект, который должен оживить вялотекущую приватизацию госсобственности. В Минэкономразвития России предлагают привлекать к организации торгов частные компании. Вы поддерживаете эту инициативу?

Медведев: Вопрос требует всесторонней оценки экспертного сообщества. И дело не только в том, кто будет организовывать торги. Острота ситуации связана в первую очередь с экономическим кризисом. Государство в прошлом году не спешило продавать за бесценок имущество. В 2009 году было приватизировано всего 52 пакета акций, из них 26 перешли из 2008 года.

Уверен, что работа, которая сегодня ведется в Росимуществе по организации торгов через электронные площадки, обеспечит проведение честных и прозрачных аукционов и в целом повысит эффективность торгов.

Голливуду и не снилось

РГ: Юрий Митрофанович, почему государство, два года назад громко заявив о масштабной приватизации киноотрасли, акционировании и приватизации "Мосфильма" и "Ленфильма", спустило это дело на тормозах?

Медведев: Приватизация предприятий киноотрасли сегодня не дала желаемых результатов. Мы имеем худо-бедно работающие акционерные общества, такие как Киностудия имени Горького, Казанская, Свердловская киностудии. Предприятия киностудий Дальнего Востока и Кавказская киностудия практически перестали существовать. "Ленфильм" сдал позиции. Единственная киностудия, которая "на коне", - "Мосфильм". Но при этом киностудия так и осталась федеральным государственным унитарным предприятием.

Сегодня речь идет о том, чтобы киностудии, которые "себя потеряли", или передать регионам, или, допустим, объединить с активами "Мосфильма". По "Ленфильму" - особая история. Очень важно сохранить его бренд и привлечь в предприятие дополнительные инвестиции, чтобы киностудия вновь стала конкурентоспособной. Нужно сказать, что сегодня в киноиндустрии много самостоятельных частных киностудий с солидными павильонами в десятки тысяч квадратных метров, с современным технологическим, звукозаписывающим оборудованием. Активно развиваются дочерние и внучатые кинокомпании крупнейших финансовых структур. На этом фоне мы обсуждаем с ними вопрос частно-государственного партнерства. Правильнее для начала оценить и сопоставить государственные и частные активы через независимую оценку. Такое предложение мы внесли в минэкономразвития.

РГ: А ФГУП "Мосфильм" так и останется государственным?

Медведев: Сегодня "Мосфильм" стал более весомым, чем в советское время. И это во многом, безусловно, заслуга Карена Шахназарова. Он проявил себя не только как талантливый режиссер, но еще и как очень талантливый менеджер. Стал настоящим хозяином студии. Павильоны отремонтированы, оборудование - самое передовое в мире. Ни в одной киностудии, в том числе в Голливуде, такого нет. И организационно-правовая форма федерального государственного унитарного предприятия не тормозит его дальнейшее развитие. А дальше, как говорится, будет видно.

РГ: В России создается государственная цирковая компания. Часть федерального имущества планируется передать в собственность регионов. Почему бы не сделать цирк полностью частным, как везде в мире?

Медведев: Госкомпания уже создана в статусе федерального казенного предприятия. Дело в том, что все-таки цирковое искусство в первую очередь ориентировано на детей. И "Росгосцирк" призван осуществлять государственные функции по воспитанию подрастающего поколения, что без дотаций государства затруднительно. На сегодня произведена консолидация активов. Но это не говорит о том, что в данном статусе "Росгосцирк" продолжит существовать вечно. Впоследствии возможна передача части активов регионам и на приватизацию.

Музеи и вузы отправят в автономию

РГ: С чем связано преобразование ряда государственных учреждений в федеральные автономные учреждения?

Медведев: С переводом госучреждений в статус федеральных автономных учреждений меняется порядок их финансирования. Государство освобождается от субсидиарной ответственности.

РГ: Автономные учреждения в образовательной сфере доказали свое право на существование?

Медведев: Федеральные университеты только создаются в форме автономных учреждений. В том числе на базе государственных вузов и научных организаций, государственных академий наук, их региональных отделений. Создан Сибирский федеральный университет в Красноярске и Южный - в Ростове. Там уже прошла реорганизация. В стадии создания еще шесть "пилотных" автономных учреждений. Главная цель - повысить качественный уровень этих университетов, интегрировать их в мировую научно-образовательную деятельность.

РГ: Сегодня есть возможность преобразовать медицинские федеральные государственные учреждения в автономные. В Астрахани, Пензе, Чебоксарах и Беслане создаются федеральные центры высоких медицинских технологий. Это тоже будут автономные учреждения?

Медведев: В настоящее время это федеральные государственные бюджетные учреждения. Пока их в России четыре. Предложений от Минздравсоцразвития России об их преобразовании в автономные учреждения пока не поступало.

РГ: Удастся ли перевести в автономные учреждения музеи и другие очаги культуры?

Медведев: Я сторонник этого.

Газеты, банки, пароходы

РГ: Для чего государству потребовалось реформировать полиграфический комплекс?

Медведев: Если кратко, то целью реформирования является создание производств, которые смогут работать в конкурентной среде. Сегодня создано много частных полиграфических предприятий, которые владеют современным технологическим оборудованием.

Предприятия отрасли с государственным участием разделены на три группы. Первая, самая большая, это газетно-журнальный комплекс. Там 25 акционерных обществ. Вторая группа - книжно-журнальные предприятия. И третья включает издательско-образовательную группу. Три единые управляющие компании при этом взяли на себя функции исполнительных органов. Сегодня на базе концепции, разработанной концерном ЗАО "Российские газеты", мы, во-первых, получили эффект, связанный с сокращением издержек, обеспечили прозрачность финансово-хозяйственной деятельности в отрасли.

Во-вторых, появились четкие ориентиры на модернизацию. Современное технологическое оборудование в полиграфии настолько компактно, что прежних громадных типографий, расположенных в центрах крупных городов, просто не требуется. Значит, их можно либо продавать, либо, говоря об инвестиционных проектах, замещать другими активами. Это общая стратегия, которая сегодня рассматривается на базе трех управляющих компаний. Конечная цель реорганизации, все-таки создание трех холдингов, где возможно перераспределение финансовых потоков, чтобы подтянуть слабые предприятия. Дальше не исключена и приватизация.

РГ: В 2009 году Росимущество участвовало в пополнении уставных капиталов "Росагролизинга", Банка ВТБ, Агентства по ипотечному кредитованию. Каким образом государство вернет эти деньги?

Медведев: Государство получило в обмен на эти средства акции. Во Внешторгбанке, к примеру, у государства было около 77 процентов акций, а сейчас - 85 процентов.

РГ: Довольно часто приходится слышать, что государство - плохой собственник. Вы, как представитель государства, который более 15 лет занимается управлением госсобственностью, согласны с этим?

Медведев: Мое мнение. Государство в принципе, по определению, не может быть плохим собственником, и обязано эффективно управлять государственной собственностью (армия, больницы, школы и т.п.), иначе государство развалится и перестанет им быть. Но государству не рационально быть собственником всего имущества, и эффективное управление собственностью со стороны государства как раз и предполагает часть собственности, в первую очередь в конкурентной сфере, приватизировать и тем самым передать в собственность не менее эффективному частному бизнесу.