Состоявшаяся в Москве 25 марта российско-белорусско-казахстанская конференция "Техрегулирование-2012: инструментарий формирования Единого экономического пространства" обозначила главные направления политики стран-членов Таможенного союза (ТС) по созданию объединенной системы техрегулирования и соответственно единых технических стандартов в рамках ТС.
Причем первым вице-премьером России Игорем Шуваловым, вице-премьером Беларуси Андреем Кобяковым и первым вице-премьером Казахстана Умирзаком Шукеевым было отмечено, что за основу сотрудничества в этой сфере взята модель Евросоюза и соответственно объединенная система техрегулирования и мониторинга соблюдения технических нормативов в рамках ЕС.
Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко в своем выступлении на форуме подчеркнул, что "суть взаимодействия в этой сфере - гармонизация технических норм между Россией, Белоруссией и Казахстаном, с одной стороны, и с Евросоюзом - с другой. В нашем движении к 2012 году (когда в полном объеме заработает ТС и не будут взиматься пошлины во взаимной торговле стран-участниц. - Прим. ред.)... полным ходом идет упорядочивание технических регламентов. В том числе стандартов, определяющих качество и конкурентоспособность продукции или услуг".
В ходе конференции особо отмечалась доскональная проработанность и практическая эффективность использования многих национальных нормативов и правил в сфере техрегулирования в Беларуси и Казахстане. Игорь Шувалов подчеркнул, что "как в России, так и в рамках Таможенного союза будут активно применяться нормы белорусского и казахстанского техрегулирования. Гармонизация в этой сфере учитывает экономическую, нормативную специфику стран-участниц и соответственно имеющиеся различия в политике по техрегулированию. Но опыт согласования интересов между странами ЕС, на который мы ориентируемся, позволит успешно решить имеющиеся проблемы".
Белорусская сторона акцентировала внимание на необходимости не только расширения товарно-отраслевого "ассортимента" техрегулирования в рамках ТС, но и более жесткого контроля соблюдения соответствующих нормативов со стороны как государственных, так и межгосударственных структур. Причем, по словам Андрея Кобякова, "с 2012 года в сферу техрегулирования необходимо включить также стандарты, другие нормативы потребительской безопасности, общего фитосанитарного контроля продуктов и услуг и в этой связи унифицировать национальные стандарты по каждому из секторов техрегулирования".
Отметим, что белорусская система стандартизации - пока единственная в бывшем СССР, которая охватывает практически весь ассортимент товаров и услуг, реализуемых потребителям, в том числе на экспорт. А санкции за несоблюдение этих стандартов и правил в Беларуси тоже наиболее жесткие в экс-СССР. Потому и сообщил Игорь Шувалов о востребованности белорусских нормативов техрегулирования и в России, и в Таможенном союзе.
Каковы же перспективные акценты единой политики стран ТС в области техрегулирования? Этот вопрос "РБГ" задала Игорю Шувалову и Андрею Кобякову. Их ответы были практически идентичными: главное перспективное направление в этой сфере - постепенная гармонизация соответствующих нормативов с другими странами СНГ и их объединениями. Причем Андрей Кобяков заметил, что "речь идет не об автоматическом "раздувании" общих технических правил за счет все большего количества стран-участниц, применяющих эти правила. А о поэтапной, детальной работе по этим вопросам с каждой страной Содружества". А Игорь Шувалов подчеркнул, что, "поскольку Россия в этом году является страной-председателем СНГ, в качестве важнейшего вектора российской экономической линии в экс-СССР будет формирование зоны свободной торговли в рамках всего Содружества. Поэтому постепенное согласование вопросов техрегулирования будет одной из основных задач в связи с формированием такой зоны".
Однако в странах-членах ТС пока действуют, к примеру, разные системы сертификации продукции и услуг. Если, по словам Игоря Шувалова, Россия стремится "избавить бизнес от излишних административных, в том числе сертификационных, процедур" - для большей открытости российского рынка для производителей товаров и услуг, то в Беларуси, например, сохраняется обязательность и дееспособность государственной сертификационной системы. На эффективность именно такой системы обратил внимание в ходе форума Андрей Кобяков. Но эти вопросы не столько техрегулирования, сколько государственной общеэкономической политики.
Доля общего товарооборота между странами-членами ТС в общем товарообороте стран СНГ